Незавершённая бурж. революция 1867 - 68. Пром. капитализм (1868 - кон. 19 в.). В 1867-68 в Я. произошла бурж. революция (см. Мэйдзи ист). Против сёгуната выступали широкие массы крестьянства и гор. бедноты, торг.-пром. буржуазия, низшие слои дворянства (самурайства), связанные с буржуазией, а также придворная аристократия и оппозиционно настроенные крупные феодалы, среди к-рых руководящую роль играли лидеры юго-зап. княжеств Сацума, Тёсю, Тоса и Хидзен. Борьба крест, масс и гор. низов явилась той решающей силой, к-рая подточила устои сёгуната и обусловила в конечном счёте его ликвидацию. В 1868 пр-во сегуна пало, и к власти пришло имп. пр-во. Однако стихийность нар. движения в сочетании со слабостью буржуазии в Я. привели к тому, что у руководства антисёгунским движением оказались умеренно радикальные элементы, тесно связанные с имп. двором и оппозиционной феод, верхушкой, что и обусловило незавершённость Революции 1867-68. Вместе с тем глубокий кризис феод, системы, крайнее обострение классовой борьбы, требования торг.-пром. буржуазии, а также необходимость укрепления экономич. мощи страны в борьбе против колониалистской политики США и европ. держав заставили новое пр-во стать на путь проведения политич. и социальных преобразований. Они носили, однако, половинчатый характер и, открыв путь для становления в Я. капиталистич. способа произ-ва, в то же время предопределили сохранение многих полуфеодальных пережитков.
В 1871 были ликвидированы княжества и вместо них созданы префектуры. В 1872 вместо прежних четырёх учреждены три сословия: высшее дворянство, в состав к-рого вошли б. феод, князья и придворная аристократия; дворянство, к к-рому были отнесены все б. самураи; сословие простого народа, объединившее остальные слои населения, включая торг.-пром. буржуазию. Были приняты законы о равенстве всех сословий, свободе выбора профессий и передвижения по стране. В 1872-73 была проведена зем. реформа, законодательно закрепившая частную собственность на землю за теми, кому она фактически принадлежала к моменту реформы. Земля оказалась в основном в руках т. н. новых помещиков и зажиточного крестьянства. За подавляющим большинством крестьян были закреплены ничтожные зем. наделы. В июне 1873 принят закон об отмене всех феод, податей и повинностей и о введении ежегодного ден. налога в размере 3% от цены земли, взимаемого центр, пр-вом.
Незавершённость Революции 1867-68, сохранение феод, пережитков, узкая сырьевая база, лишение Я. таможенной автономии в соответствии с Ансэйскими договорами затрудняли создание крупной совр. пром-сти. С 1868 по 1885 в Я. частным капиталом было создано ок. 1300 предприятий, занимавшихся в основном переработкой с.-х. сырья. В этих условиях значит, расходы по созданию крупных пром. предприятий взяло на себя гос-во, пополнявшее казну за счёт постоянного увеличения различных налогов на крестьянство. Построенные на гос. средства т. н. образцовые предприятия затем за крайне низкую цену передавались частным предпринимателям, в первую очередь таким крупным компаниям, как " Мицуи", чМицубиси" и др. Тем самым укреплялись связи между буржуазией и монархическим государственным аппаратом. Важной опорой нового режима становились и помещики, концентрировавшие в своих руках земли разорявшегося крестьянства.
С развитием капиталистич. произ-ва в Я. шло формирование рабочего класса, к-рый к 1890 насчитывал уже ок. 350 тыс. чел. Жесточайшая эксплуатация, полное политич. бесправие вызвали в 70-80-х гг. ряд крупных стихийных выступлений рабочих.
Во 2-й пол. 70-х и в 80-х гг. в Я. развернулось "движение за свободу и народные права" (движение "Минкэн ундоъ), в к-ром участвовали как либеральные круги правящих классов, добивавшиеся принятия конституции, так и более широкие демократич. слои. В условиях обострения политич. кризиса в 1881 был опубликован имп. указ с обещанием созвать парламент в 1890. В 1889 была опубликована конституция, составленная по прусскому образцу и наделявшая императора исключительно широкими правами. Прерогативы парламента были резко ограничены. Конституция юридически оформила реакц. союз между монархией, высшей бюрократией, помещиками и крупной буржуазией.
Правящие классы встали на путь проведения агрессивной внеш. политики. Я. навязала Корее неравноправный Канхваский договор 1876. Под предлогом подавления вспыхнувшего в Корее крест, восстания Я. в июне 1894 направила в Корею свои войска и развязала японо-китайскую войну 1894-95. Фактически поддержанная Великобританией и США, Я. в результате войны приобрела первые колонии - Тайвань и о-ва Пэнхуледао, получила большую контрибуцию, значительно расширила своё влияние в Китае и Корее.
Я. в эпоху империализма (до 1917). На рубеже 19 и 20 вв. япон. капитализм вступил в стадию империализма. Япон. империализм обладал рядом особенностей, обусловленных ист. развитием страны. Он сложился как воен.-феод, империализм, в к-ром господство монополистич. капитала сочеталось с полуфеод. пережитками и значит, политич. 'ролью класса помещиков. Гос. формой япон. империализма являлась формально конституционная, а фактически абс. монархия, олицетворявшая диктатуру буржуазии и помещиков. Близость слабых в экономич. и воен. отношениях стран (Китай, Корея) усиливала агрессивность япов. империализма.
Увеличение числ. рабочего класса, рост его политич. сознательности привели к значит, подъёму рабочего движения. В 1897 по инициативе Сэн Катаяма было создано Об-во содействия организации профсоюзов. В 1898 при участии Сэн Катаяма и Дэндзиро Котоку было осн. Об-во по изучению социализма, а в мае 1901 на базе этого об-ва создана с.-д. партия, сразу же запрещённая пр-вом. В 1900 Я. вместе с др. державами приняла участие в подавлении антиимпериалистич. Ихэтуаньского восстания в Китае. В нач. 20 в. обострились противоречия между Японией и Россией из-за Маньчжурии и Кореи. Япон. пр-во развернуло деятельную подготовку к войне с Россией, обеспечив себе фактич. поддержку Великобритании и США. В 1902 был подписан договор между Великобританией и Я. (см. Англо-японский союз). Нарушив ранее заключённые русско-япон. договоры, Я. в февр. 1904 развязала русско-японскую войну 1904-05.
Я. одержала ряд побед над царскими войсками, однако была истощена войной. В мае 1905 она обратилась к США с просьбой о посредничестве. В июле 1905 между США и Я. было подписано соглашение, по к-рому США дали согласие на установление япон. протектората над Кореей. В результате начавшихся в авг. 1905 при амер. посредничестве переговоров в Портсмуте в сентябре между Я. и Россией был подписан Портсмутский мирный договор 1905, по к-рому Россия признавала Корею сферой влияния Я., уступала Я. аренду Квантунской обл. с Порт-Артуром и Дальним, юж. ветку КВЖД и юж. часть о. Сахалин (к Ю. от 50-й параллели). В нояб. 1905 кор. пр-ву был навязан договор о протекторате Я. над Кореей. В авг. 1910 Корея была аннексирована и превращена в япон. колонию. Для эксплуатации Юж. Маньчжурии в Я. в 1906 создан полуправительств, концерн Южно-Маньчжурской ж. д. (ЮМЖД). Япон. монополии включали в сферу своей деятельности и др. р-ны Китая. В 1914 япон. инвестиции в Китае составили 220 млн. амер. долл. против 1 млн. амер. долл. в 1900. Захват новых рынков и милитаризация экономики дали толчок развитию япон. пром-сти. Общий объём валовой продукции фаб.-зав. предприятий увеличился с 1905 по 1914 почти в два раза.
Во время русско-япон. войны 1904- 1905 япон. социалисты развернули активную антивоен. кампанию. Революция 1905-07 в России оказала значительное влияние на подъём рабочего и демократич. движения в Я. Если в 1904 было зарегистрировано 6 забастовок с 879 участниками, то в 1907 состоялось 57 забастовок, в к-рых приняло участие ок. 10 тыс. рабочих. В февр. 1906 была создана Япон. социалистич. партия, к-рая, однако, в 1907 была запрещена. В 1910 полиция арестовала группу социалистов и анархистов во гл. с Котоку по обвинению в подготовке заговора против императора. В 1911 Котоку и 11 его товарищей были казнены. Однако несмотря на полицейский террор, в Я. накануне 1-й мировой войны развернулось демократич. движение с требованиями расширения избират. прав населения, ликвидации засилья военно-бюрократич. элементов, сокращения воен. расходов.
Начало 1-й мировой войны в Европе правящие круги Я. решили использовать для укрепления и расширения своих позиций на Д. Востоке. 23 авг. 1914 Я. объявила войну Германии. После захвата 7 нояб. крепости Циндао на арендованной Германией терр. в пров. Шаньдун (Китай) япон. войска оккупировали почти весь Шаньдун. В окт. 1914 япон. флот занял также принадлежавшие Германии Маршалловы, Марианские и Каролинские о-ва. 18 янв. 1915 Я. предъявила требования Китаю ("Двадцать одно требование* Японии), к-рые 25 мая 1915 были в основном приняты кит. пр-вом. Это весьма усилило позиции Я. в Китае.
Я. в период общего кризиса капитализма. Я. в 1 9 1 8-4 5. За годы 1-й мировой войны значительно вырос ряд отраслей япон. пром-сти. Конкуренция Великобритании, Германии и России с Я. на Д. Востоке резко ослабла, что открыло широкие возможности для сбыта япон. товаров. Валовая продукция пром-сти возросла за 1914-19 с 13 до 65 млрд. иен. Экономич. подъём не улучшил, однако, положения трудящихся. Рост дороговизны привёл к обострению классовой борьбы. В авг.-сент. 1918 в Я. произошли массовые революц. выступления трудящихся - "рисовые бунты". Волнения охватили две трети терр. страны, 141 город. В них участвовало от 10 до 13 млн. чел.
Правящие круги Я. отвергли все предложения Сов. России об установлении добрососедских отношений и в сговоре с США, Великобританией и Францией встали на путь вооруж. интервенции против Сов. республики. Япон. войска высадились 5 апр. 1918 во Владивостоке, оккупировали Сов. Приморье и вторглись в Сибирь. Наряду с интервенцией в Сов. России япон. пр-во продолжало свой курс на колонизацию Кореи и Китая. В марте-апреле 1919 оно с исключительной жестокостью подавило нар. восстание в Корее (см. Мартовское восстание в Корее 1919). Япон. представителям удалось добиться на Парижской мирной конференции 1919-20 передачи Японии мандата на управление Маршалловыми, Марианскими и Каролинскими о-вами, а также передачи ей всех герм, активов в Шаньдуне.
Усиление япон. экспансии в Китае вызывало серьёзное недовольство империалистич. конкурентов Я. - Великобритании и США. На Вашингтонской конференции 1921-22 Я. была вынуждена заявить о возвращении Китаю б. герм, арендованной территории в Шаньдуне и подписать договор девяти держав, предусматривавший признание принципа "открытых дверей и равных возможностей" в Китае. Это был серьёзный удар по япон. притязаниям на монопольное господство в Китае.
В 1920 в экономике начался спад производства, затянувшийся до 1924-25. Наступление монополий на жизненный уровень трудящихся вызвало новый подъём рабочего движения, характерной особенностью к-рого становилось расширение влияния социалистич. идей и выдвижение не только экономич., но и политич. лозунгов. Нар. массы настойчиво требовали прекращения интервенции в Сов. России. В 1920 впервые в Токио была проведена первомайская демонстрация. 15 июля 1922 в Токио было провозглашено создание Коммунистич. партии Я. (КПЯ). Компаотия Я. развернула самоотверженную борьбу за интересы трудящихся, за немедленный вывод интервенционистских войск из Сов. России и установление с ней дипломатич. отношений. К осени 1922 япон. интервенция на Сов. Д. Востоке потерпела полный крах. В окт. 1922 япон. войска эвакуировались из Владивостока. В руках оккупантов осталась лишь сев. часть о. Сахалин.
В 1925-26 в условиях нек-рого экономии, оживления произошло увеличение численности рабочего класса, развернулось движение за создание массовой легальной (КПЯ была вынуждена работать в подполье) рабоче-крест. партии. В марте 1926 была организована партия Родо номинто (Рабоче-крестьянская партия).
В 1924-25 продолжалось углубление противоречий Я. с Великобританией и США. В этих условиях пр-во Я. решило приступить к нормализации отношений с СССР, чтобы укрепить свои внешнеполитич. позиции и смягчить напряжённость внутриполитич. обстановки. 20 янв. 1925 СССР и Я. подписали конвенцию об осн. принципах взаимоотношений, к-рая предусматривала установление дипломатич. и консульских отношений и намечала осн. линии урегулирования спорных вопросов. После заключения конвенции Я. вывела свои войска с Сев. Сахалина.
В апр. 1927 к власти пришло пр-во одного из лидеров япон. военщины ген. Танака, к-рое в 1927-28 дважды отправляло экспедиц. войска в Шаньдун. Агрессивный внешнеполитич. курс Я. сопровождался наступлением реакции внутри страны. 15 марта 1928 по всей Я. прокатилась волна арестов членов КПЯ и сочувствующих ей. 10 апр. 1928 было объявлено о запрещении Родо номинто и др. левых орг-ций.
В период мирового экономического кризиса 1929-33 стоимость промышленной продукции (с 1929 по 1931) сократилась на 32,5% (в отд. отраслях произ-ва - до 50%), с.-х. продукции - на 40%. К кон. 1931 в стране насчитывалось ок. 3 млн. безработных. Происходило массовое разорение крестьянства. Выход из создавшегося положения монополистич. буржуазия видела в милитаризации страны и внешнеполитич. авантюрах. В стране активизировались наиболее реакционные группировки "молодого офицерства", стремившиеся к установлению военно-фаш. диктатуры. 15 мая 1932 они сделали попытку захватить власть. Премьер-мин. Инукаи был убит. Путч был подавлен, однако влияние военщины на внутр. и внеш. политику Я. продолжало усиливаться.
18 сент. 1931 Я. начала оккупацию Маньчжурии. Оккупация и отторжение Маньчжурии (где было создано марионеточное гос-во Манъчжоу-Го) от Китая были шагом на пути ко 2-й мировой войне. Воспользовавшись отказом Лиги Наций признать Маньчжоу-Го, Я. 27 марта 1933 вышла из неё. Япон. агрессия не встречала противодействия США, Великобритании и Франции, проводивших политику умиротворения агрессора в расчёте на то, что Я. выступит против СССР и поможет задушить революц. движение в Китае. В 1933-36 продолжалось расширение япон. агрессии против Китая.
25 нояб. 1936 Я. подписала с фаш. Германией "Антикоминтерновский пакт". В июле 1937 Я. начала войну за захват всего Китая. В то время как Сов. Союз оказывал большую материальную и моральную помощь Китаю, США, Великобритания и Франция систематически шли на уступки япон. империалистам. В 1938 Я. завершила оккупацию всей наиболее развитой в экономич. отношении вост. части Китая. 3 нояб. 1938 премьер-мин. Ф. Коноэ провозгласил создание-"нового порядка в Вост. Азии", к-рый означал курс на захват и колонизацию громадных территорий. Одновременно с агрессией в Китае япон. империалисты организовали вооруж. провокации против Сов. Союза и МНР. В июле 1938 япон. войска вторглись на сов. терр. в районе оз. Хасан, но потерпели сокрушительное поражение. 11 мая 1939 части япон. Квантунской армии вторглись на терр. МНР в районе Халхин-Гол. Сов. и монг. войска к концу августа полностью разгромили захватчиков.
Эти поражения оказали серьёзное влияние на определение осн. направления япон. экспансии. Правящие круги Я. всё больше стали склоняться к "южному" варианту - наступлению на колон, владения европ. держав и США в Юго-Вост. Азии. Начало 2-й мировой войны в сент. 1939 породило вместе с тем в Токио надежды на то, что Великобритания и Франция, занятые войной в Европе, не смогут уделять достаточного внимания защите своих колоний и опорных пунктов в Азии, что сделает их лёгкой добычей япон. войск. Одной из первых акций в этом направлении явилась оккупация Я. в сент. 1940 сев. части Индокитая. Агрессивные устремления япон. империализма нашли своё подтверждение в подписанном 27 сент. 1940 "Тройственном пакте" между Германией, Италией и Я., к-рый означал сговор о совместной борьбе за передел мира.
Подготовка к "большой войне" сопровождалась резким усилением реакции и фашизацией всей социально-экономич. структуры Я. В 1940 были ликвидированы профсоюзы. Вместо распущенных поли-тич. партий в окт. 1940 была создана т. н. Ассоциация помощи трону во главе с премьер-министром, явившаяся основой т. н. новой политической структуры. Развёртывая экспансию на юг, правящие круги Я. в то же время продолжали активно готовиться к войне против СССР. Чтобы предотвратить возможность нападения со стороны Я., Сов. пр-во заключило с ней 13 апр. 1941 пакт о нейтралитете, рассматривая его как важный шаг на пути стабилизации обстановки на Д. Востоке.
Я. избрала дальнейшее продвижение на юг в качестве ген. стратегич. линии, рассматривая США, Великобританию и Францию как гл. соперников в борьбе за влияние в Азии и на Тихом ок. В ночь с 7 на 8 дек. 1941 япон. военно-возд. и военно-мор. силы без объявления войны (была объявлена 8 дек.) атаковали базу амер. флота Пёрл-Харбор (Гавайские о-ва), Гуам, Манилу и Гонконг. К сер. 1942 Я. оккупировала Филиппины, Индокитай, Таиланд, Бирму, Малайю и Индонезию (о воен. действиях на Тихом ок. в 1941-45 см. Тихоокеанские кампании 1941-45). На захваченных терр. под флагом т. н. Великой восточно-азиатской сферы сопроцветания был установлен жестокий колон, режим.
Победы Сов. Армии над фаш. войсками оказали серьёзное влияние на ход воен. действий на тихоокеанском театре. Героич. борьба сов. народа против гитлеровских оккупантов позволила США и Великобритании мобилизовать свои людские и материальные резервы и в значительной мере направить их на борьбу против Я.
Несмотря на тяжёлое положение, складывавшееся для Я. с конца 1943 на тихоокеанских фронтах, она продолжала держать на границах с Сов. Союзом отборную Квантунскую армию численностью ок. 1 млн. чел., не отменяя плана нападения на СССР. Это сковывало значит, часть сов. войск на Д. Востоке и являлось фактич. помощью со стороны Я. гитлеровской Германии. Я. снабжала Германию военно-разведыват. данными о Сов. Союзе, закрыла для сов. судов проливы Лаперуза и Сангарский, " топила сов. корабли, создавала серьёзные препятствия сов. судоходству. Учитывая все эти факты неоднократных нарушений пакта о нейтралитете со стороны Я., Сов. пр-во 5 апр. 1945 объявило о его денонсации.
В авг. 1945 амер. военно-возд. силы сбросили атомные бомбы на города Хиросима (6 авг.) и Нагасаки (9 авг.). Эти бомбардировки не вызывались воен. необходимостью и преследовали прежде всего политич. цели. Они повлекли огромные жертвы среди мирного населения.
Выполняя обязательства, взятые на себя по соглашениям с союзниками, и стремясь к быстрейшему окончанию 2-й мировой войны, Сов. пр-во 8 авг. 1945 объявило, что с 9 авг. 1945 СССР будет находиться в состоянии войны с Я., и присоединилось к Потсдамской декларации 1947 пр-в США, Великобритании и Китая от 26 июля 1945, требовавшей безоговорочной капитуляции Я. и намечавшей основы её последующей демилитаризации и демократизации. Наступление сов. войск, разгромивших Квантунскую армию и освободивших Маньчжурию, Сев. Корею, Юж. Сахалин и Курильские о-ва, привело к быстрому завершению войны на Д. Востоке. 2 сент. 1945 Я. подписала акт о безоговорочной капитуляции.
Я. после 2-й мировой войны. Разгром империалистич. Я. открывал перед япон. народом возможность проведения коренных социально-экономич. преобразований. Сов. Союз настаивал на полном и безоговорочном выполнении условий Потсдамской декларации и др. соглашений союзников воен. времени и проведении такого комплекса мероприятий, к-рые ликвидировали бы корни япон. милитаризма и обеспечили бы превращение страны в миролюбивое демократич. гос-во. Однако США, практически единолично оккупировавшие Я. от имени союзных держав, гл. своей целью ставили создание широкой и всеобъемлющей системы контроля над Я., чтобы превратить её в зависимое от США гос-во. Штаб амер. главнокомандующего осуществлял оккупационный режим через япон. правительств, органы, к-рые были обязаны проводить в жизнь директивы и указания оккупационных властей. США считали необходимым несколько ослабить япон. дзайбацу (монополистич. объединения), чтобы ликвидировать своих могуществ. соперников на мировых рынках, ввести минимум бурж. свобод, но не допустить такого подъёма демократич. и рабочего движения, к-рый создал бы угрозу господству япон. монополистич. буржуазии.
В дек. 1945 на Моск. совещании министров иностр. дел СССР, США и Великобритании было принято решение о создании Дальневосточной комиссии и Союзного совета для Японии. Выступления сов. представителей в этих орг-циях, бурный подъём рабочего и демократич. движения в Я. и требования как мировой общественности, так и широких масс населения США о ликвидации опасносги возрождения япон. милитаризма заставили США пойти в первые послевоен. годы на проведение в Я. ряда демократич. реформ.
В окт. 1946 была принята парламентом и 3 мая 1947 вступила в силу новая конституция Я. В 9-й статье декларировался отказ Я. от применения вооруж. силы как средства разрешения междунар. конфликтов и от создания с этой целью вооруж. сил. Новая конституция при всех её недостатках означала важный шаг на пути демократизации гос. строя Я. по сравнению с конституцией 1889.
Аграрная реформа 1946-49 ликвидировала в основном помещичье землевладение. Были проведены чистка гос. аппарата от воен. преступников, децентрализация полицейской системы, предусматривавшая принцип подчинения полиции местным властям и упразднение центрального аппарата, демократизация системы образования. Мероприятия по декартелизации на нек-рое время ограничили влияние крупнейших монополистич. концернов. В 1946-48 состоялся Токийский процесс, осудивший гл. япон. военных преступников.
Однако уже с кон. 1948 Соединённые Штаты взяли курс на превращение Я. в свой осн. военно-стратегич. плацдарм на Д. Востоке и начали проводить в своей оккупац. политике "обратный курс": в дек. 1948 была принята "программа экономич. стабилизации", способствовавшая восстановлению позиций япон. монополий; началась реабилитация воен. преступников; в 1950 создан полицейский резервный корпус как зародыш будущей армии.
Первые послевоен. годы ознаменовались быстрым ростом организованности рабочего класса и бурным подъёмом рабочего и демократич движения. В 1946-47 на всех крупных предприятиях были созданы профсоюзы. Большую работу по повышению уровня политич. сознательности япон. трудящихся вела КПЯ, вышедшая из подполья и возобновившая с октября 1945 легально свою деятельность. На выборах в янв. 1949 за КПЯ отдали свои голоса ок. 3 млн. избирателей, и она завоевала 35 мандатов в палате представителей. Значительно активизировалась и созданная в нояб. 1945 Социалистическая партия Японии (СПЯ). Стремясь помешать росту влияния прогрессивных сил, пр-во Я. по указанию оккупац. властей провело мероприятия, ограничивающие демократич. свободы. В июле 1948 был принят закон, запрещавший проведение забастовок рабочим и служащим гос. и муниципальных предприятий, составлявшим более трети всех организованных в профсоюзы трудящихся страны. Была создана единая для всей страны централизованная система полиции. С особенно суровыми репрессиями оккупац. власти обрушились на КПЯ и активистов профсоюзов в 1950 накануне войны в Корее и вскоре после её начала, чтобы помешать развёртыванию анти-воен. движения.
Воен. интервенция в Корее побудила США ускорить заключение мирного договора с Я. США рассчитывали, что прекращение оккупац. статуса и провозглашение независимости Я. укрепят позиции консервативных сил, облегчат им проведение курса на ремилитаризацию, обеспечат более широкую поддержку с их стороны амер. политики на Д. Востоке. Правящие круга США стремились одновременно обеспечить себе право продолжать держать свои вооруж. силы на терр. Я. 8 сент. 1951 на конференции в Сан-Франциско был подписан мирный договор с Японией (см. Сан-Францисский договор 1951) без учёта многих законных требований, исходивших от СССР, а также ряда др. гос-в. СССР, ЧССР и Польша отказались подписать договор. В этот же день был заключён японо-амер. "договор безопасности", к-рый предоставил США право создавать на терр. Я. свои базы и держать свои войска в течение неопределённого срока. С вступлением в силу 28 апр. 1952 Сан-Францисского договора вся полнота власти в стране была передана япон. пр-ву. Однако США сохранили в своих руках важные экономич., политические и военные рычаги контроля над Я.
Втягивание Я. в воен.-стратегии, систему США, курс на ремилитаризацию встречали упорное сопротивление широких масс населения. 1 мая 1952 в Токио и др. городах состоялись демонстрации под лозунгами борьбы за мир, свободу и полную нац. независимость. Полиция спровоцировала ряд кровавых инцидентов. С 1953 всё шире развёртывалось массовое движение за вывод всех амер. войск из Я., за запрещение атомного и водородного оружия, против перевооружения. Нарастающая борьба япон. народа за коренной пересмотр внеш. и внутр. политики Я. заставила в дек. 1954 уйти в отставку премьер-мин. Иосида, проводившего откровенно проамер. политику. Новое пр-во возглавил президент бурж. Демократич. партии Я. (осн. 1954), а после её слияния в ноябре 1955 с Либеральной (осн. 1950) - Либерально-демократической партии (ЛДП) Итиро Хатояма, объявивший одной из осн. целей своей политики нормализацию отношений с Сов. Союзом.
19 окт. 1956 была подписана совместная декларация, провозгласившая прекращение состояния войны и восстановление дипломатич. отношений между СССР и Я. Сов. Союз отказался от всех репарац. претензий к Я., согласился поддержать просьбу Я. о приёме её в ООН. Обе стороны условились продолжить переговоры о заключении мирного договора. Вслед за нормализацией отношений с Сов. Союзом последовало восстановление дипломатич. отношений с Польшей, Чехословакией, Болгарией и Румынией. Приём
Я. в ООН в дек. 1956 позволил ей значительно активизировать свою дипломатич. деятельность.
С нач. 50-х гг. происходило быстрое развитие экономики, в основе которого лежали усиление эксплуатации трудящихся и резкое повышение эффективности материального произ-ва в результате науч.-технич. прогресса. По объёму валового нац. продукта и пром. произ-ва Я. вышла с кон. 60-х гг. на 2-е место в капитали-стич. мире (после США) и стала одним из активных участников конкурентной борьбы за рынки сбыта и источники сырья. Процесс концентрации произ-ва привёл к тому, что вся экономика страны по существу оказалась под контролем неск. могуществ. финансово-монополистич. групп. Япон. империализм утратил военно-феод. характер и встал в один ряд с классич. типом высокоразвитого гос.-монополистич. капитализма США и ведущих стран Зап. Европы. Подъём экономики сопровождался дальнейшим углублением всех противоречий япон. общества, и прежде всего - между трудом и капиталом. Хотя трудящиеся добивались путём упорной стачечной борьбы повышения номинальной заработной платы, значит, часть этого прироста поглощалась повышением потребительских цен. В целом жизненный уровень трудящихся в Я. ниже, чем в США и нек-рых европ. развитых капиталистич. гос-вах.
Наступление монополий и реакции, насаждение национализма, активизация неофаш. элементов встречают упорное сопротивление япон. трудящихся. Ежегодно с 1955 весной и осенью миллионы тружеников принимают участие в забастовках, митингах, демонстрациях, в ходе к-рых выдвигаются как экономич., так и политич. требования.
Наращивание экономич. мощи Я. привело к определённым изменениям в расстановке сил в капиталистическом мире и активизации роли Я. в мировой политике.
Пр-ва правящей ЛДП в основу своей политики ставят сохранение и развитие воен.-политич. союза с США при укреплении позиций Я. внутри этого союза. 19 янв. 1960 был подписан японо-амер. договор о взаимном сотрудничестве и безопасности, заменивший договор безопасности 1951. Вопреки протестам общественности, требовавшей провозглашения политики нейтралитета, новый договор подтвердил право США содержать на терр. Я. свои базы и вооруж. силы. Я. взяла на себя также ряд обязательств по наращиванию военно-пром. потенциала. По истечении срока действия договора в 1970 он был автоматически продлён и будет оставаться в силе, пока одна из сторон не объявит за год о желании его денонсировать.
Я. оказывала широкую политич., дипломатич. и материально-технич. поддержку США в войне против вьетнамского народа. В авг. 1964 Я. дала согласие на заход в япон. порты амер. атомных подводных лодок, в нояб. 1967 - атомных авианосцев и др. надводных кораблей. Учитывая возросшую роль Я. в амер. военно-стратегич. системе в Азии, США удовлетворили нек-рые требования Я.; в 1972 они возвратили Я. о-ва Рюкю с гл. о. Окинава (до этого незаконно удерживались США), однако все осн. воен. объекты оставались в руках США. Правящие круги Я. уделяли особое внимание развитию связей с участниками воен. союзов и блоков. В июне 1965 были подписаны Основной договор и ряд соглашений с Юж. Кореей. Я. была инициатором создания в июне 1966 Азиатско-тихоокеанского совета (АЗПАК).
Форсированные темпы развития япон. экономики в 60-х гг. привели к дальнейшему обострению экономич. и социальных противоречий. С кон. 1973 экономику охватил самый серьёзный за послевоенные годы циклич. кризис перепроизводства, который приобрёл особенно глубокий и затяжной характер в результате переплетения с валютно- финансовым и энергетич. кризисом капиталистич. мира, небывалым ростом инфляции и резким ухудшением конъюнктуры на мировом рынке. Объём пром. продукции в 1975 сократился на 10,9% по сравнению с предыдущим годом и на 13,8% по сравнению с 1973. Сравнительно вялый выход из кризиса начался весной 1976. В февр. 1975 в стране насчитывалось 1,1 млн. безработных и более 1,4 млн. полубезработных. На положении трудящихся тяжело сказывались высокие темпы инфляции. Розничные цены в апр. 1975 были на 71% выше, чем в апр. 1970. Ухудшилось положение мелкого и среднего крестьянства. Реальные доходы крест, х-в в расчёте на 1 га зем. площади сократились в 1974 на 32% по сравнению с 1970. На населении тяжело отражается загрязнение окружающей среды пром. предприятиями и транспортом.
Резкое обострение социальных противоречий проявилось в подъёме рабочего и демократич. движения, явном сдвиге влево в настроениях широких масс населения и падении влияния ЛДП.
На выборах в палату представителей в дек. 1976 за ЛДП голосовало лишь 41,8% избирателей (62,6% в 1955), впервые после образования в 1955 она не смогла завоевать большинства, получив лишь 249 мандатов из 511. Позже в ЛДП вступил ряд депутатов, баллотировавшихся как "независимые"; партия стала располагать незначительным большинством (260 мандатов, март 1977). Новое пр-во, сформированное в дек. 1976, возглавил Т. Фукуда; в дек. 1978 премьер-мин, стал М. Охира. Падение влияния ЛДП сопровождалось ростом авторитета оппозиц. сил. СПЯ, выступающая за установление демократич. контроля над экономикой и ликвидацию засилья монополий, за аннулирование воен. союза с США, провозглашение нейтралитета и развитие добрососедских отношений со всеми странами, на выборах в дек. 1976 провела в парламент 123 своих кандидата, собрав 11,7 млн. голосов (20,7%). За кандидатов КПЯ голосовало 6 млн. избирателей (10,7%) и она получила 19 мест.
Оппозиц. партии добились существ, успехов на выборах в местные органы власти. В 1977 примерно треть из 600 с лишним городов и муниципалитетов, включая города Токио, Осака, Киото, Нагоя и Йокохама, в к-рых проживает почти половина населения страны, возглавлялись мэрами, выдвинутыми оппозиц. партиями.
Резкое обострение межимпериалистич. противоречий, возрастание роли стран социализма в мировой политике, глубокие сдвиги в расстановке сил в империалистич. лагере заставили правящие круги Я. внести коррективы в свой внешне-политич. курс. С нач. 70-х гг. они провозгласили доктрину т. н. многополюсной дипломатии, под к-рой понималось развитие связей со странами Зап. Европы, Сов. Союзом и Китаем при повышении роли Я. в военно-политич. союзе с США, к-рому по-прежнему отводилось первостепенное значение.
В политич. области недовольство Я. вызвало достигнутое в июне 1971 без её ведома соглашение США с КНР о визите президента Никсона в Пекин, что рассматривалось как нарушение Вашингтоном договорённости о согласовании позиций в отношении КНР и попытка принизить роль Я. в решении азиат, проблем. Пр-вам США и Я. не удалось также ликвидировать глубокие торгово-экономич. противоречия между их странами. В 1976 дефицит США в торговле с Я. составил 3,9 млрд. долл., в 1977 - 7,3 млрд. долл.
Я. значительно расширила экономические и политич. связи со странами Зап. Европы. Однако бурный наплыв японских товаров вызвал растущую насторожённость и сопротивление влиятельных зап.-европ. экономич. и политич. кругов. В этих условиях Я. уделяет всё больше внимания укреплению своих позиций в азиатско-тихоокеанском регионе, развивая связи как со странами Азии, так и с Австралией и Канадой, являющимися важными торговыми партнёрами Я.
Трезвый учёт сложившегося соотношения сил и значения стран социалистич. содружества на междунар. арене побудил правящие круги Я. к поискам путей развития добрососедских связей с социалистич. гос-вами, в первую очередь с Сов.
Союзом, учитывая его роль в глобальной системе междунар. отношений, география, близость и заинтересованность деловых кругов страны в развитии торгово-экономич. связей с СССР.
После подписания Совместной декларации (1956) сов.-япон. отношения во всех областях получили существенное развитие. Были заключены торговый договор (1957), ряд соглашений в области рыболовства, консульская конвенция (1966), установлены регулярное пароходное (1958) и воздушное (1966) сообщения. Наряду с торговлей получило развитие экономич. сотрудничество. Значительно расширились связи в области науки, культуры, туристич. обмена, а также по линии демократич. орг-ций и обществ. Важным вкладом в развитие добрососедских отношений между СССР и Я. явились сов.-япон. переговоры на высшем уровне в Москве 7-10 окт. 1973. Была достигнута договорённость о расширении политич. контактов, экономич. и научно-технич. сотрудничества, торговли и подписан ряд конкретных соглашений. Товарооборот между обеими странами возрос с 15,4 млн. руб. в 1957 до 2,3 млрд. руб. в 1977. 22 апр. 1974 был подписан межправительств, протокол о предоставлении Я. Советскому Союзу банковского кредита на сумму 1 050 млн. долл. В 1974-76 были заключены генеральные соглашения о сов.-япон. сотрудничестве на компенсационной основе в связи с освоением дальневост. лесных ресурсов, разработкой Южно-Якут. угольного басе., разведкой и добычей нефти и газа на шельфе о. Сахалин, проведением геологоразведочных работ на якутских газовых месторождениях. Реализация этих соглашений позволяет развивать сов.-япон. торгово-экономич. отношения на стабильной основе и открывает путь для значит, расширения как объёма, так и номенклатуры товарооборота.
Трудности на пути дальнейшего развития добрососедских отношений (в т.ч. заключение мирного договора) между обеими странами создают, однако, необоснованные и незаконные претензии на сов. терр. (о-ва Итуруп, Кунашир, Хабомаи и Шикотан из состава Курильской гряды), выдвигаемые правящими кругами Я.
Дипломатич. отношения между Я. в КНР были установлены 29 сент. 1972. В 1974-75 были подписаны соглашения о торговле, авиац. сообщении, мореплавании и рыболовстве. Значительно расширились экономич. и науч.-технич. связи. В 1977 объём японо-кит. торговли составил 3,5 млрд. долл. Вместе с тем обозначились глубокие противоречия между Я. и КНР. Я. с насторожённостью относится к наращиванию Китаем ядерного потенциала и осуждает проводимые им ядерные испытания. Обе страны оспаривают суверенитет над расположенными между архипелагом Рюкю и Тайванем о-вами Сенкаку и права на прилегающий к этим островам континентальный шельф. Я., разорвав дипломатич. отношения с Тайванем, тем не менее продолжает поддерживать с гоминьдановцами самые тесные экономии, и др. связи. В авг. 1978 Я. заключила с КНР договор о мире и дружбе, согласившись (с нек-рыми оговорками) на включение в него пункта о борьбе с "гегемонизмом", к-рому кит. руководство придаёт антисоветскую направленн ость.
Противоречивый внешнеполитич. курс Я. оказывает возрастающее влияние на внутриполитич. обстановку, способствуя наряду с углублением социально-экономич. противоречий нарастанию борьбы между консервативными и демократич. силами. Д. В. Петров (с 1867).
Лит.: Работы основоположников марксизма-ленинизма. Маркс К., Капитал, Маркс К. иЭнгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 23, с. 15?, 729; его же, [Письмо] Ф. Энгельсу от 8 окт. 1858, там же, т. 29; Л ен и н В. И., Уроки кризиса, Поли. собр. соч., 5 изд., т. 5; е г о же, Падение Порт-Артура, там же, т. 9; е г о ж е, Разгром, там же, т. 10; его же, Горючий материал в мировой политике, там же, т. 17; его же, Пробуждение Азии, там же, т. 23; его же, Отсталая Европа и передовая Азия, там же; его же, Война и революция, там же, т. 32; его же, I Всероссийский съезд Советов рабочих и солдатских депутатов 3 - 24 июня (16 июня - 7 июля) 1917 г., там же, т. 32; его же, Доклад о международном положении и основных задачах Коммунистического Интернационала 19 июля - [II конгресс Коммунистического Интернационала 19 июля - 7 августа 1920 г.], там же, т. 41; его же, Собрание актива моек, организации РКП(б) 6 дек. 1920 г., Доклад о концессиях, там же, т. 42; его же, Доклад о концессиях на фракции РКП(б) VIII съезда Советов 21 дек., там же.
Общие работы. Жуков Е. М., История Японии, М., 1939; Э и д у с X. Т., История Японии с древнейших времен до наших дней, М., 1968; Очерки новой истории Японии (1640-1917), М., 1958; Очерки новейшей истории Японии, М., 1957; Японский милитаризм, М., 1972; Кутаков Л. Н., Внешняя политика и дипломатия Японии, М., 1964; его же, История советско-японских дипломатических отношений, М., 1962; Катаям а С э н, Статьи и мемуары, М., 1959; И н о у э К., О к о н о г и С., С у д з ук и С., История совр. Японии, пер. с япон., М., 1955; Хани Гор о, История японского народа, пер. с япон., М., 1957; Нихон-но рэкиси (История Японии), т. 1 - 26, Токио, 1965 - 67; Нихон рэкиси кодза (Лекции по истории Японии), т. 1 - 8, Токио, 1957; Син нихон си тайкэй (Очерки истории Японии в новом освещении), т. 1 - 7, Токио, 1957 - 58; Нихон дзэнси (Полная история Японии), т. 1 - 7, Токио, 1958 - 59; Sans om G., A history of Japan to 1334, L., 1958; его же, A history of Japan 1334-1615, L., 1961; Reischauer Е. О., Japan. Past and present, 3 ed., Tokyo, 1965; Murdoch J., A history of Japan, v. 1 - 3, L., 1925 - 26; H a 1 1 i d ay J., A political history of Japanese capitalism, N. Y., 1975; Kajima Morinosuke, A brief diplomatic history of modern Japan, Tokyo, [1965]; И н о у э К и ё с и, Нихон-но гункокусюги (Японский милитаризм), т. 1 - 2, Токио, 1953 - 54; Фудзии Мацуити, Исии К и н ъитиро, Оэ Синобу, Ниппон гэндай си (Новейшая история Японии), т. 1 - 3, Токио, 1961 - 62; Reischauer E. О., The United States and Japan, 3 ed., Camb., 1965.
Япония с древности до сер. 19 в. Воробьев М. В., Древняя Япония, М., 1958; Искендеров А. А., Феодальный город Японии XVI столетия, М., 1961; Жуков Е. М., Политика Хидэёси в отношении крестьянства, "Известия АН СССР. Сер. истории и философии", 1946, № 6; Гальперин А. Л., Очерки социально-политической истории Японии в период позднего феодализма, М., 1963; ПодпаловаГ. И., Крестьянское петиционное движение в Японии во второй половине XVII - начале XVIII вв., М., 1960; Петров Д. В., Колониальная экспансия Соединенных Штатов Америки в Японии в середине XIX в., М., 1955; Файнберг Э. Я., Внутреннее и международное положение Японии в середине XIX в., М., 1954; е ё ж е, Русско-японские отношения в 1697 - 1875, М., 1960; К р m a ts u I s а о, The Japanese people. Origins of the people and the language, Tokyo, 1962; Reischauer R. K., Early Japanese history, L., 1937; Haguenauer С h., Origines de la civilisation japonaise, P., 1956; К i d d e r J. E., Japan before Buddhism, N. Y.-Wash., 1966; Sheldon С h. D., The rise of the merchant class in Tokugawa Japan. 1600-1688, N. Y., 1958; Smith Т. С., The agrarian origins of modern Japan, Stanford, 1959.
Япония в 1868-1917. Бедняк И. Я., Япония в период перехода к империализму, М., 1962; Гольдберг Д. И., Очерк истории рабочего и социалистического движения в Японии (1868-1908 гг.), М., 1976; Н ар о ч н и ц к и и А. Л., Колониальная политика капиталистич. держав на Д. Востоке, 1860-1895, М., 1956; Гальперин А., Англо-японский союз, 1902 -1Э21 гг., М., 1947; Тояма С и г э к и, Мэйдзи исин (Крушение феодализма в Японии), пер. с япон., М., 1959; Норман Г., Возникновение совр. государства в Японии. Солдат и крестьянин в Японии, пер. с англ.. М., 1961.
Я. в 1918-45. Латышев И., Внутренняя политика японского империализма накануне войны на Тихом океане, М., 1955; Гольдберг Д. И., В. И. Ленин и Япония, Л., 1970; его же, Внешняя политика Японии (сентябрь 1939 г.- декабрь 1941 г.), М., 1959; его же, Внешняя политика Японии в 1941 - 1945 гг., М., 1962; История войны на Тихом океане, пер. с япон., т. 1-5, М., 1957 - 58.
Я. после 1945. Игнатущенко С. К., Экономич. экспансия япон. монополий после второй мировой войны, М., 1966; его же, Япония и США; партнеры и конкуренты, М., 1970; Пигулевская Е. А., Монополии и финансовая олигархия в совр. Японии, М., 1966; Шар ков А. М., Япония и США, М., 1971; Латышев И. А., Правящая либерально-демократич. партия Японии и ее политика, М., 1967; Державин И. К., Сока-гаккай - Комэйто, М., 1972; Петров Д. В., Рабочее и демократич. движение в Японии, М., 1961; Т о п ех а П. П., Рабочее движение в Японии (1945 - 1971), М., 1973; Н а 1 1 i d а у J., Me С о гmack G., Japanese imperialism Today..., N. Y., 1973; Kawasaki I., Japan unmasked, Tokyo, 1970; Emmerson, John K., Arms, yen and power. The Japanese dilemma, N. Y., 1971; Александров В., Япония и развивающиеся страны, М., 1965; Вербицкий С. И., Японо-американский военно-политич. союз (1951-1970), М., 1972; Петров Д. В., Внешняя политика Японии после второй мировой войны, М., 1965; его же, Япония в мировой политике, М., 1973; С л a flic овс кий М. И., Китай и Япония, М., 1971; СССР - Япония. К 50-летию установления советско-японских дипломатических отношений, М., 1978; Kajima Morinos u k e, Modern Japan's foreign policy, Tokyo, 1970; Scalapino R., American-Japanese relations in a changing era, N. Y., 1972.
Библиография. Библиография Японии, Лит-pa, изданная в Сов. Союзе на русском яз. с 1917 по 1958, М., 1960; Библиография Японии, Лит-pa, изданная в России с 1734 по 1917, М., 1965; Nachod О., Bibliographie von japan, Bd 1 - 6, Lpz., 1928-40.
Д. В. Петров.
VI. Политические партии, профсоюзы и другие организации
Политические партии. Либеральн о-д емократическая партия (ЛДП), осн. в 1955. Выражает интересы крупного монополистич. капитала, придворной аристократии, высшей бюрократии и зажиточной верхушки деревни. Ок. 1,5 млн. чл. (1978). Социалистическая партия Японии (СПЯ), осн. в 1945. 50 тыс. чл. (1977). Партия чистой политики (Комэйто), осн. в 1964 как политич. орг-ция буддийского Об-ва установления ценностей (Сока гаккай). Опирается гл. обр. на мелкую гор. буржуазию, полупролетарские слои и неорганизованных рабочих, поддерживает связи и с крупной буржуазией. 120 тыс. чл. (1977). Партия демократического социализма (ПДС), осн. в 1960 правыми социалистами, отколовшимися от СПЯ. 35 тыс. чл. (1977).
Коммунистическая п а ртияЯпонии (КПЯ), осн. в 1922. Ок. 400 тыс. чл. (1977).
Профсоюзы и другие организации. Генеральный совет профсоюзов Японии (Сохе), осн. в. 1950. 4580 тыс. чл. (1977). Крупнейшее левое профсоюзное объединение. Поддерживает СПЯ. Всеяпонская конфедерация труда (Домэй), осн. в 1964. Правореформистский центр. 2210 тыс. чл. (1977). Поддерживает ПДС. Входит в Междунар. конфедерацию свободных профсоюзов. Совет связи нейтральных профсоюзов (Т ю р и ц у р о р э н), осн. в 1956. 1354 тыс. чл. (1977). как правило, участвует в единых действиях совм. с Сохе. Японский совет борьбы за запрещение атомного и водородного оружия (Гэнсуйкё), осн. в 1955. Пользуется поддержкой КПЯ. Японский национальный конгресс за запрещение ядерного оружия (Г э н с у и к и н), осн. в 1963 рядом орг-ций, вышедших из Гэнсуйкё. Пользуется поддержкой СПЯ, Сохе, Тюрицу рорэн и ряда др. орг-ций. Японский комитет мира, осн. в 1950. Поддерживает контакты с КПЯ. Представители комитета участвуют в работе Всемирного Совета Мира. Всеяпонская федерация женских организаций, осн. в 1953. Ок. 300 тыс. чл. (1974). Входит в МДФЖ. Общество "Я пония - ССС Р", осн. в 1957. Общество японо-советской дружбы, осн. в 1965. Общество японо-советских: связей, осн. в 1966. Д. В. Петров.
VII. Экономико-географический очерк
Общая характеристика хозяйства. Я.- высокоразвитая индустриальная страна капиталистич. мира. После восстановления довоен. уровня в нач. 50-х гг. темпы роста её экономики были самыми высокими среди развитых капнталисткд. стран. С 1951 по 1973 среднегодовые темпы роста валового нац. продукта (ВНЩ составили 10%. В 1969 по объёму ВНП и пром. произ-ва Я. вышла на 2-е место в капиталистич. мире (после США). Доля Я. в мировом капиталистич. произ-ве в 1976 составила 9,5% (2% в 1950, 5,5% в 1965). По размерам внешнеторг. оборота Я. занимает 3-е место среди капиталистич. стран (после США и ФРГ). Её доля в мировом капиталистич. экспорте и импорте в послевоен. период неуклонно возрастала и достигла соответственно 7,5% и 7,1% (1976). (Карту см. на вклейке к стр. 529.)
Осн. факторами, способствовавшими высоким темпам экономич. роста, были: коренная реконструкция пром-сти и др. отраслей экономики на базе новейшей техники и технологии; высокий уровень валовых внутр. инвестиций в гос. расходах (их доля в ВНП составляла 30-35%); относительное уменьшение затрат на социальные нужды; высокая доля личных сбережений (ок. 30% дохода); наличие высококвалифицир. трудовых ресурсов; до 1973 сказывался также низкий уровень мировых цен на импортируемые сырьевые и топливно-энергетич. ресурсы. Действие названных и ряда др. факторов развёртывалось в условиях усиления мер гос.-монополистич. регулирования экономики.
После поражения япон. милитаризма во 2-й мировой войне необходимость обеспечения ускоренного экономич. роста и быстрой индустриализации рассматривалась гос.-монополистич. олигархией Я. в качестве главной цели гос. политики. Реализация этой программы требовала широкого гос. вмешательства в частную производственную деятельность и установления тесных связей между гос-вом и корпорациями. Ведущие отрасли пром-сти получили специальную правительств, помощь в виде беспошлинного импорта оборудования, практики ускоренной амортизации, займов, субсидирования экспорта, защиты от иностр. конкуренции, налоговых льгот, квот на сырьё и т. д. Япон. пр-во содействовало кредитованию производств, компаний, что обеспечивало высокий уровень инвестиций, а отложенные прибыли облагались более низкими налоговыми ставками, чем личные доходы, что способствовало накоплению капитала я росту сбережений. Высокие косвенные налоги также стимулировали сбережения. Структура гос. расходов была подчинена интересам наращивания частных производств, инвестиций. Эти экономич. рычаги способствовали перераспределению материальных, трудовых и финанс. ресурсов в пользу наиболее быстро развивающихся отраслей и корпораций. Гос. воздействие на экономику Я. охватывает почти все стороны обществ, воспроизводства. Доля гос. средств в формировании основного капитала составляет примерно 25% . Вместе с тем гос. сектор в экономике Я. ограничен традиционными сферами (транспорт, связь, табачная пром-сть и т. п.). На него приходится лишь 12% всех занятых в стране, из к-рых почти 1/2 работает в центральных правительств, учреждениях.
В 1975 ВНП Я. составил 476,6 млрд. долл. 6,6% чистого внутр. продукта (нац. дохода) было создано в первичных отраслях (с. х-во, лесное х-во, морской промысел, добывающая пром-сть), 35,9% - во вторичных отраслях (в т. ч. 26,9% в обрабатывающей пром-сти, 8,6% в стр-ве), 57,5% в сфере услуг - в торговле (19,3%), на транспорте и связи (7%), в финанс. сфере (12%) и др. В 1975 в структуре валового нац. расхода Я. наибольший уд. вес занимало личное потребление (56,6%), доля государственного потребления составляла 11,1%, валовых внутренних инвестиций в основные средства - 30,8%, прироста запасов - 1,5%.
Я. имеет широкие внешнеэкономич. связи. Доля экспорта товаров и услуг в ВНП составила 13,9% в 1975. В то же время экономика страны нуждается в большом кол-ве привозного сырья и топлива. Доля импорта в структуре валового нац. расхода - 13%. Отсюда высокая зависимость Я. от конъюнктуры мирового капиталистич. рынка. Я.- крупный экспортёр капитала. По размерам прямых частных капиталовложений за границей (19,4 млрд. долл. в 1976/77) она занимает 4-е место (после США, Великобритании и ФРГ).
Активное сальдо внешнеторг. и платёжного балансов способствовало притоку в страну иностр. валюты. В 1971 и в 1973 Я. произвела две ревальвации иены, после чего перешла на плавающий курс своей валюты. Золотовалютные резервы Я. выросли с 4,8 млрд. долл. в 1970 до 29,4 млрд. долл. в 1978. Накопление Я. крупных валютных резервов ведёт к повышению курса иены по отношению к осн. валютам капиталистич. стран, прежде всего к амер. доллару, что ухудшает возможности япон, экспорта, но одновременно стимулирует экспорт капитала и удешевляет импорт сырья.
Для япон. экономики характерна высокая степень концентрации произ-ва и централизация капитала. После роспуска в 1946 старых концернов - дзайбацу в стране начали формироваться новые монополистич. объединения, среди к-рых господствующее положение заняли финансовые группы "Мицубиси", "Мицуи", "Сумитомо", "Фудзи-Ясуда", "Санва", "Дайити кангё гинко". В отличие от дзайбацу, к-рые, как правило, возглавлялись семейными "держательскими компаниями", совр. финансовые группы представляют собой объединения мощных пром. и финансово-кредитных корпораций, связанных общими коммерч. интересами, взаимным владением акциями и переплетающимися директоратами. Такой характер совр. финансовых групп придаёт им большую манёвренность в обходе действующих норм "антимонополистического законодательства". Высокомонополизированы такие отрасли пром-сти, как чёрная и цветная металлургия, нефтехимия, судостроение, автомобилестроение, произ-во искусств, волокна, пищевая пром-сть. Напр., 3 крупнейшие металлур-гич. компании-"Синниппон сзйтэцу", "Ниппон кокан" и "Кавасаки сэйтэцу" - производят ок. 70% чугуна и стали, 60% проката. В автомобилестроении 2 компании - "Тоёта дзидося" и "Ниссан дзидося" - выпускают св. 90% автомобилей. На долю 10 ведущих торг, компаний приходится св. 1/2 общего объёма ртгутр. торговли, через них проходит 1/2 всего экспорта и 3/з импорта Я. Деятельность ведущих япон. монополий перерастает нац. границы. Среди 200 крупнейших компаний капиталистического мира - 18 японские (1976; в 1961 - только 8).
В сер. 70-х гг. в структуре экономич. развития Я. наметились важные изменения. Экономич., валютный, экологич., инфляционный и энергетич. кризисы, охватившие капиталистич. страны, вызвали в Я. (к-рая среди главных капиталистич. стран в наибольшей степени зависит от внеш. сырьевых и энергетич. источников) серьёзные экономич. осложнения. Действие многих факторов, благоприятствовавших высоким темпам экономич. роста, было ослаблено или сведено на нет. В результате борьбы трудящихся произошло сближение уровней заработной платы в Я. и др. развитых капиталистич. странах. Резкое повышение мировых цен на нефть и сырьё повысило издержки произ-ва, что снизило конкурентоспособность япон. товаров на мировом рынке. С наибольшей силой кризис 1974-75 ударил по т. н. базовым отраслям, развитием к-рых был обусловлен быстрый экономич. рост в предыдущие годы. Я. встала перед необходимостью изменения структуры экономики - перенесения центра тяжести экономич. роста с материало-и энергоёмких отраслей, таких, как чёрная металлургия, судостроение, нефтехимия на отрасли материале- и энергосберегающего типа. В гос. программах экономич. развития на 2-ю пол. 70-х гг. в 80-е гг. выдвигается задача преимущественного развития наукоёмких отраслей, совершенствования экономич. в социальной инфраструктуры.