Молодёжный форум Литературный форум

Объявление

Общество неизвестных поэтов.
Публикация стихов и рассказов
современные авторы
Классика
стихи известных поэтов
Литературный форум
общение без границ



КАК ПОМОЧЬ ФОРУМУ


ОБМЕН БАНЕРАМИ И ССЫЛКАМИ
Набор модеров! Хочешь стать модератором?ЗАХОДИ  СЮДА


СОЗДАЙ СВОЮ ГРУППУ И ПРИГЛАСИ ДРУЗЕЙ!


МАКСИМ - ПЕСНИ, КЛИПЫ


Сделай подарок любимой, закажи бесплатное стихотворение



- Вся техника здесь - купи - Стихи о любви.
()
Админ Lirik>>

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



ЯПОНИЯ

Сообщений 1 страница 2 из 2

1

Юридическая наука. Правоведение как самостоят, наука сложилось в Я. во 2-й пол. 19 в. До незавершённой бурж. революции 1867-68 изучение права велось в рамках общих конфуцианских доктрин в комплексе с рассмотрением философских, этических и иных социальных проблем. Потребности капиталистич. развития вызвали необходимость коренной перестройки япон. правовой системы, к-рая осуществлялась гл. обр. путём рецепции права развитых капиталистич. гос-в. Одновременно с этим шёл процесс становления юрид. науки, переосмысления зап.-европ. правовых доктрин. Запоздалое развитие бурж. юрид. науки, значит, роль внеш. фактора в её развитии привели к образованию множества науч. школ и направлений, как правило, эклектич. характера. В сер. 70-х - нач. 80-х гг. широкое распространение получили франц. концепции естественного права, явившиеся идеологич. платформой демократич. движения "за свободу и народные права". С развитием правовой системы в науке (в кон. 19 - нач. 20 вв.) усилилось влияние позитивизма и, в частности, англ, аналитнч. школы права.

Однако доминирующее влияние на юрид. науку Я. в течение длит, периода оказывали нем. политич. учения, выдвигавшие конституц. монархию как наилучшую форму правления. Это нашло своё законченное выражение в иррационально-националистич. теории самобытности япон. гос. устройства ("кокутай"). Хотя в 20 в. (особенно в 1913-24) формально-догматич. юриспруденция была потеснена другими направлениями, подавляющее большинство правовых концепций не выходило за рамки юрид. позитивизма. В политич. плане все они (за исключением теории Тацукити Минобэ, развивавшего концепции Г. Еллинека и, в частности, его тезис о "самоограничении государства") служили обоснованием усиления бюрократич. правового государства. Понятие "правового государства" толковалось только как режим строгого соблюдения повелений имп. власти (см. Правового государства теория). С усилением политич. реакции во 2-й пол. 30-х гг. 20 в. господствующее положение заняли этатистские концепции фашистского толка, выдававшиеся за оригинальную "японскую правовую теорию".

Отличит, особенность послевоен. японской юрид. науки - значит, удельный вес марксистского направления (работы Ёситаро Хирано, Ясодзи Кадзахая, Ясуо Танака, Ясудзо Судзуки, Юдзиро Како, Итиро Яманоути и др.). В марксистских правовых исследованиях большое место занимают проблемы общей теории гос-ва и права, методологии, япон. правовой системы и её демократизации, значит, внимание уделяется изучению права и правовой науки социалистич. стран (работы Масаясу Хасэгава, Ёдзо Ватанабэ, Инэдзиро Нумата, Исаму Фудзита).

Широкое распространение в послевоен. период получило социологич. направление в юрид. науке, к-рое сложилось в Я. ещё в 30-х гг. 20 в. (работы Идзутаро Суэхиро и др., позиции к-рых близки марксистскому пониманию социологии права). Социологич. юриспруденция в духе Р. Паунда, новейших амер. и др. бурж. доктрин оформилась как направление к кон. 50-х гг. и стала преобладающей в япон. социологии права (Такэёси Кавасима, Мититака Кайно). Тем не менее в рамках япон. ассоциации социологии права юристы-демократы Я., в т. ч. и представители классич. бурж. либеральной юрид. мысли, ведут борьбу за защиту япон. конституции, за демократизацию. Общетеоретич. правовая мысль (Томоо Отака и его ученики - Иноуэ, Ядзаки, Аоми) в целом стоит на позициях неопозитивизма или близких к нему концепций представителей бурж. правовой мысли 20 в. Э. Гуссерля, Г. Радбруха, X. Хэрта.

До 2-й мировой войны 1939-45 среди отраслевых юрид. наук наиболее развита была наука гражданского (Сакаэ Вагацума), торгового (Дзёдзи Мацумото) и уголовного (Юкитоки Такигава, Эйити Макино) права. После 1945 наряду с этими традиц. отраслями изучаются проблемы административного права, правового регулирования вмешательства гос-ва в экономику (т. н. хоз.-адм. право), правовые вопросы охраны окружающей среды, образования, информации.

Осн. исследования в области юрид. наук осуществляются ун-тами (гос.- в Токио, Киото, Нагое, ун-тами Тохоку, Кюсю; частными - Васэда, Кэйо, Мэйдзи, Хосэй, Рицумэйкан, Тюо, Софии,

Досися), а также в рамках общенац. отраслевых юрид. ассоциаций. Ведущие правовые периодич. издания - ежегодники юрид. ассоциаций, журналы университетские, журналы "Хорицу дзихо", "Дзюрисуто". В. В. Батуренко.

Языкознание до 16 в. было связано гл. обр. с изучением кит. и санскрит, классики, кит. иероглифич. письменности, выработкой япон. системы письма и япон. версификации. К кон. 17 в. сложилась система определённых представлений о япон. языке; изучались служебные слова, словоизменение, возникли первые классификации частей речи (Камо Мабути, позже - Норинага Мотоори). как самостоят, наука нац. языкознание выделилось из классич. филологии в кон. 19 - нач. 20 вв. Тогда же началось сравнит, и сопоставит, изучение языков в работах Сёдзабуро Канадзава, Симпэй Окакура, Кёсукэ Киндаити и др. Эти направления в 20 в. продолжены в работах Сёдзи Фудзиока, Сиро Хаттори, Идзуру Симмура. В 20-30-е гг. появились работы Канаэ Сакума, Каку Дзимбо, Харухико Кинаити по фонетике и ударению. В 30-е - 40-е гг. активизировались грамматич. исследования, начало к-рым положили в своё время (нач. 20в.) Фумихико Оцуки и Ёсио Ямада. Оригинальная лингвистич. концепция была изложена Мотоки Токиэда в работе "Основные принципы японского языкознания" (1941). Диалектология представлена трудами Кунио Янагида, Ёсихару Кобаяси, Ёити Фудзивара. В кон. 40-х гг. развернулись социолингвистич. исследования, к-рые составили основу т. н. школы "языкового существования" (Мотоки Токиэда, Минору Нисио, Эцутаро Ивабути и др.). С 50-х гг. нередко издаются коллективные труды: доклады, сборники, многотомные серии, поев. совр. япон. языку. В 60-е гг. активизировалось прикладное и науч. изучение англ., рус., нем. языков, а также языков стран Азии при Токийском ун-те, ун-те Васэда, Междунар. христ. ун-те (Токио).

Гл. центр лингвистич. исследований - Гос. н.-и. ин-т япон. языка (с 1948); существуют также Об-во япон. языка (с 1944), Япон. лингвистич. об-во (с 1938J, Япон. фонетич. об-во (с 1926), Токийский н.-и. ин-т языка (с 1966), Об-во математич. лингвистики (с 1956), Ин-т языковой культуры стран Азии и Африки (с 1964). Выходит ряд периодич. изданий: "Гэнго сэйкацу" (с 1951), "Кокугогаку" (с 1948), "Кокуго то кокубунгаку" (с 1924), "Кэйрё кокугогаку" (с 1957), "Descriptive and applied linguistics" (с 1962), "Русский язык" (с 1963) И др. Б. П. Лаврентьев.

3. НАУЧНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ

Ответственность за разработку и реализацию гос. политики в области науки и техники в общенац. масштабе возложена на Научно-технич. управление (осн. в 1956). Управлению подчинено 14 гос. НИИ, однако с помощью законодательства и финанс. мер оно оказывает влияние на все н.-и. орг-ции страны. Совещат. органом при пр-ве является Науч. совет Я. (1949; 210 чл.). Совет представляет науку Я. на междунар. арене, участвует в организации науч. конференций и т. п. Осн. координац. органом, утверждающим предложения Науч.-технич. управления и др. ведомств в области науки, является Совет по науке и технике при премьер-министре (1959). Япон. академия (1879)- почётное учреждение. Она объединяет 150 чл.- признанных учёных, избранных Науч. советом Я.

Н.-и. учреждения (св. 4500 в 1975) подразделяются на принадлежащие частным компаниям (всего св. 3100), специализированные (880) и вузовские (543). Собственные н.-н. подразделения имеют до 83% частных компаний, занятых в обрабатывающей пром-сти, 32,3% - вс. х-ве и рыболовстве, 23,3% - в добывающей пром-сти, 21,1% - в строительстве. У всех монополистич. объединений есть центры науч. исследований, в к-рые входят ин-ты и лаборатории компаний и отд. предприятий. Так, пром.-финанс. группа "Мицуи" имеет св. 30 н.-и. учреждений (св. 30тыс. чел.), корпорация"Хитати" - 5 НИИ (6,5 тыс. чел.), "Тосиба" - н.-и. центр из 8 лабораторий (2 тыс. чел.). Подобная концентрация позволяет решать ряд сложных отраслевых проблем. Однако капиталистич. система х-ва обусловливает наличие и большого числа изолированных мелких исследоват. организаций.

Специализир. НИИ подразделяются на гос. (87), муниципальные (591) и частные (202). Их усилия сосредоточены на разработке крупных программ нац. или межотраслевого значения, а также отд. проблем, решение к-рых непосильно или невыгодно частным компаниям. Гос. НИИ подчинены мин-вам и ведомствам или существуют самостоятельно по особому статусу. Крупнейшие из них: Электротехнич. лаборатория (1206 чел.), Ин-т физич. и химич. исследований (504 чел.), Нац. лаборатория авиац. и космич. техники (428 чел.), Япон. ин-т атомной энергии и др.

Вузовские н.-и. учреждения подразделяются (в зависимости от статуса вузов) на гос. (301), муниципальные (35) и частные (207). Крупнейшие ин-ты: экономич. исследований ун-та Хитоцубаси (1940), физики твёрдого тела (1957) и авиац. и космич. техники (1958) Токийского гос. ун-та, белка (1964) Осакского гос. ун-та, атомной энергии (1957) ун-та Нихон.

Общая численность занятых в сфере науки достигла 491 тыс. чел. (1975). Количество науч. работников превысило 255 тыс. чел., из них 57% сосредоточено в НИИ частных компаний, 33% - в вузах, 10% - в спецнализир. НИИ.

Я. по количеству подаваемых патентных заявок (160 тыс. в 1975) обогнала др. капиталистич. страны. Количество выдаваемых патентов не превышает 25-30% от числа заявок (46 728 в 1975). За период 1950-75 Я. заключила, гл. обр. с США, 16 692 крупных лицензионных соглашения. Количество закупаемых лицензий начинает сокращаться: с 2450 в 1973 до 1836 в 1975.

Расходы на н.-и. деятельность быстро увеличиваются, опережая темп роста нац. дохода: в 1974 финанс. году - 2421,4 млрд. иен (2,15% нац. дохода), что вдвое выше уровня 1970 финанс. года. В среднем за 1955-75 расходы на НИОКР каждое пятилетие возрастали в 2-2,5 раза. Осн. доля расходов на НИОКР приходится на частный сектор - 73,5% (1974 финанс. год). По видам н.-и. учреждений расходы распределяются так: НИИ частных компаний - 65,6%, специализированные - 16%, вузовские - 18,4% .

На фундаментальные исследования расходуется 15% всех ассигнований, на прикладные исследования-21,7%, на опытно-конструкторские разработки (ОКР) - 63,3% . Фундаментальные исследования осуществляются гл. обр. в вузах, а ОКР - в НИИ частных компаний. Особое внимание (14,1% общих расходов на НИОКР в 1974 финанс. году) уделяется 5 крупным нац. программам исследований (в млрд. иен): по охране окружающей среды (94,5), развитию средств обработки информации (91,7), ядерной энергии (90,3), космическим (48,6), по изучению Мирового океана (15,8).

В Я. сформирована широкая гос. и частная сеть органов науч.-технич. информации. Крупнейшие: Япон. центр науч.-технич. информации (1957), Япон. центр патентной информации (1971). Реализуются уникальные в капиталистич. мире проекты Нац. системы науч.-технич. информации (НИСТ) и Нац. информац. системы (НИС) с использованием ЭВМ. По количеству применяемых в экономике, науке и технике ЭВМ (более 30 тыс. в 1975) Я. прочно занимает второе после США место среди капиталистич. стран.

Я.- член более 50 междунар. науч. организаций, активно участвует во мн. междунар. н.-и. программах. Заключены двусторонние и многосторонние соглашения в области науки и техники с большинством стран мира. Осуществляется обмен учёными с АН СССР, МГУ и др. сов. науч. учреждениями. В 1973 заключено межправительств, соглашение о на-учно-технич. сотрудничестве с СССР. Л. Л. Прохожее.

Лит.: Воробьев М. В., С о к о л ов а Г. А., Очерки, по истории науки, техники и ремесла в Японии, М., 1976; Попов К. М., Япония. Очерки развития национальной культуры и географической мысли, М., 1964; ЮасаМицутомо, Кагаку си (История японской науки), Токио, 1961; Оно Сабур о, Нихон-но кагаку то кагакуся (Японская наука, ее представители, краткая история развития), Токио, 1957; Радул ь-3 а т у л о в с к и и Я. Б., Из истории материалистических идей в Японии, М., 1972; Поспелов Б. В., Очерки философии и социологии современной Японии, М., 1974; Козловский IO. Б., Современная буржуазная философия в Японии, М., 1977; Тосака Дзюн дзэнсю (Собр. соч. Тосака Дзюн), т. 1 - 5, Токио, 1967 - 1969; Кодзаи Ёсисигэ тёсакусю (Собр. избр. произв. Кодзаи Ёсисигэ), т. 1 - 5, Токио, 1965 - 67; Марукусусюги тэцугаку (Марксистская философия), т. 1 - 5, Токио, 1969 - 1970; Пигулевская Е. А., Теории экономического роста в буржуазной политэкономии Японии, М., 1976; Каваками X а д з и м э, Сихонсюги кэйдзайгаку-но ситэки хаттэн (Историческое развитие политэкономии капитализма), Киото, 1923; А д з ум а С и н т а р о, Кинсэй Нихон-но кэйдзай ринри (Экономическая этика Японии нового времени), Токио, 1962; Када Тэцуо, Нихон сякай кэйдзай сисо си (История общественно-экономической мысли в Японии), Токио, 1962; Хондзё Эйдзиро, Нихон кэйдзай сисо си кэнкю (Изучение истории политико-экономической мысли в Японии), т. 1 - 2, Токио, 1966; Ц уда С о к ит и, Сина сисо то Нихон (Идеологическая мысль Китая и Япония), Токио, 1970; Киндай Нихон кэйдзай сисо си (Новейшая история японской экономической мысли), Токио, 1971; У э д э М и т и а р и, Нихон кии дай сисо-но кэйсэй (Формирование новейшей идеологии в Японии), Токио, 1975; Конрад Н. И., Синтаксис японского национального литературного языка, М., 1937; К и э д а М а с у и т и, Грамматика японского языка. Морфология, М., 1958; Синтаксис, М., 1959; Ямада Ее и о, Нихон бумпо рон (Грамматика японского языка), Токио, 1908; его же, Кокугогакуси (История японского языкознания), Токио, 1943; К и ндаити Кёсукэ, Кокуго онинрон (Японская фонология), Токио, 1938; Т о к и э д а М о т о к и, Кокугогаку гэнрон (Основные принципы японского языкознания), Токио, 1941; Оно Сусуму, Нихон бумпо кэнкю (Исследования по японской грамматике), Токио, 1974; Власов В. А., Научно-техническая революция в Японии, М., 1975; Прохожев А. А., Организация управления экономикой и государством в Японии, М., 1977; Кагаку гидзюцу хакусё (Белая книга по науке и технике), Токио, 1976; Нихон дзёхо сангё нэнка (Ежегодник по японской индустрии информации), Токио, 1974.

XII. Печать, радиовещание, телевидение

В Японии издаётся 172 ежедневные газеты общим тиражом свыше 55 млн. экз., 800 неежедневных и свыше 5700 периодич. изданий (1975). Господствующее положение в япон. прессе занимают концерны "Асахи симбунся", "Майнити симбунся" и"Иомиури симбунся". Крупнейшие ежедневные газеты: "Асахи" - в Токио (с 1888), Осаке, Саппоро, Китакюсю и Нагое, общий тираж ок. 10 млн. экз. (здесь и ниже данные на 1977); "Иомиури"-в Токио (с 1874), Осаке, Китакю-сю, Саппоро и Такаоке, общий тираж ок. 10 млн. экз.; "Майнити"- в Токио (с 1872), Осаке, Саппоро, Китакюсю и Нагое, общий тираж 7,5 млн. экз. Центр, орган КПЯ - газ. "Акахата", выходит в Токио с 1928 (до 1946 называлась "Сэкки"), тираж 600 тыс. экз.

Еженедельные издания: "Дзию минею" (в Токио, с 1955), орган Либерально-демократич. партии, тираж 550 тыс. экз.; "Минея симбун" (в Токио), орган Партии демократич. социализма, тираж 120 тыс. экз.; "Сохе симбун" (в Токио), орган Генерального совета профсоюзов Японии (Сохе), тираж 35 тыс. экз.; "Сякай симпо" (в Токио, с 1959), выходит 2 раза в неделю, центр, орган Социалистич. партии Японии, тираж 156 тыс. экз.

Информац. агентства: Киодо цусин, осн. в 1945, кооперативное объединение ведущих япон. газет и радиовещат. корпорации Эн-Эйч-Кей; Дзидзи цусин, осн. в 1945, акционерное общество. Радиовещание и телевидение находятся частично под контролем пр-ва (через корпорацию Эн-Эйч-Кей), а в основном в частных руках. Радиопередачи ведутся с 1925, иностранные радиопередачи на 21 языке, телепередачи с 1953.

И. Н. Лобашева.

XIII. Литература

В древний период (до сер. 7 в.) в Я. были широко развиты устное песенно-поэтич. творчество и мифология. К сер. 1-го тыс. Я. стала входить в кит.-буддийский ареал культурных связей. На рубеже 4-5 вв. в офиц. документах и религ.-филос. соч. использовалась кит. иероглифич. письменность.

К началу периода раннего средневековья (сер. 7 - кон. 12 вв.) относится первый из сохранившихся памятников на япон. яз. (с употреблением иероглифов) - летопись "Кодзики" (712, составил Ясумаро Оно), к-рая содержит мифы, легенды, ист. предания, сказки, песни, хроникальные записи. В 759 появилась первая япон. поэтич. антология "Манъёсю", включившая 4516 фольклорных и авторских (ок. 500 авторов) стихотворений, б. ч. в жанре танка.

Зарождение повествоват. лит-ры относится к сер. 9 в., когда появилась повесть "Такэтори-моногатари" (термин моногатари возник в нач. 9 в.), состоящая из ряда новелл, вставленных в обрамляющую. В ней использованы фольклорные и лит. сюжеты, герои наделены и чудесными и реально-бытовыми чертами. В 10-11 вв. под совокупным воздействием культовых традиций синтоизма и учений нек-рых сект буддизма складывается эстетич. категория м о н о - н о а в а р э ("печальное очарование вещей"), наложившая отпечаток на всё последующее развитие культуры и лит-ры Я. В художеств, описании была важна, в первую очередь, эмоциональная реакция лирич. героя на природные явления, воспевалась способность к быстрому и тонкому чувствованию эстетич. сигнала. Б. ч. произв. создавалась придворной аристократией. В 10 в. из сочетания стихотворного экспромта и прозаич. введения к нему возник особый вид насыщенной стихами прозы (первым образцом к-рой является "Исэ-моногатари"), а затем дневниково-мемуарная лит-pa (н и кк и). Со 2-й пол. 10 в. в лит-ре выделился т. н. женский поток, хронологически охватывавший ок. полутора столетий. Особое место в нём занимали никки: "Дневник путешествия из Тоса", написанные поэтом Цураюки Кино (882-946) от имени женщины; дневники писательниц Митицуна-но хаха (935?-995), Ид-зуми Сикибу (974-1036), Мурасаки Си-кибу (978?-1016) и др. Вершина клас-сич. лит-ры Я.- "Гзндзи-моногатари" (конец 10 - нач. 11 вв.) Мурасаки Сикибу. На рубеже 10-11 вв. было создано первое произв. в жанре д з у и х ицу (эссе)-"Записки у изголовья" писательницы Сэй Сёнагон (ок. 966-?). Генетически первые дзуйхицу связаны с никки, однако почти лишены стихотворного элемента; помимо дневниковых записей, содержат описания природы, рассуждения автора, небольшие новеллы и т. п.

Новое оживление в И в. политич. и культурных контактов с континентом сопровождалось широким хождением кит. и инд. сюжетов (сб. "Кондзяку-моногатари"). Зарождался жанр ист. соч. в лит. изложении ("Эйга-моногатари"); события в них описывались в хронологич. порядке, однако концепция ист. процесса отсутствовала, а достоверность часто была сомнительной.

В поэзии 9 - кон. 12 вв. прослеживаются две тенденции: составление многочисл. сб-ков и канонизация формы. В 951 при дворе было создано Ведомство япон. поэзии ("Вакадокоро"), цель к-рого - сводить в антологии лучшие стихи. По схеме Цураюки Кино, редактировавшего "Собрание старых и новых японских песен" ("Кокинвакасю", 922), стихи классифицировались по тематпч. признаку; самый распространённый жанр - танка.

Для лит-ры периода развитого феодализма (кон. 12-16 вв.) характерно возникновение военно-феод. эпопеи гунки (13-14 вв.), расцвет драматургии и поэзии рэнга ("нанизанные строфы"; 14- 15 вв.) и зарождение гор. лит-ры (16 в.).

Сохранилось пять гунки. Четыре из них относятся к 13 в. и посвящены перипетиям борьбы за центр, власть между феод, домами Тайра и Минамото: "Сказание о годах Хогэн", "Сказание о годах Хэйдзи", "Повесть о расцвете и падении домов Минамото и Тайра", "Сказание о доме Тайра". Пятое произв. этого жанра - "Повесть о великом мире" - относится к кон. 14 в. и описывает войну между сторонниками императора и воен.-феод, (сёгунского) правления (эпоха Намбокутё). Гунки базировались на ист. событиях, но насыщены рассказами о чудесах, япон., кит. и инд. легендами; в них возросла роль конфуцианской морали, гл. обр. в плане отношений господина и слуги, идеи служения долгу. В этот период продолжал развиваться и жанр дзуйхицу. В произв. Тёмэй Камо (1153-12i6; "Записки из кельи", 1212) и Кэнко-хоси (1283-1350; "Записки от скуки", 1331), завершавших культурную традицию придворной аристократии, выражена буддийская идея непостоянства сущего, содержатся отшельнич. мотивы. Дневниковая лит-pa в это время по художеств, уровню уступала раннесредневековой, но интересна в историко-культурном и жанровом отношениях. Часть дневников по форме близка к повестям или стихотворным собраниям с развёрнутыми прозаич. вступлениями к стихам. Наиболее известен "Дневник полнолуния" (1280) Абуцу-ни, последней представительницы "женского потока" в япон. прозе. Создавались также сб-ки с э ц у в а- популярных рассказов религ., ист. и бытового характера, преданий, сказок, анекдотов, частично продолжавших линию "Кондзяку-моногатари", и подражат. "исторические повествования" (т. н. "Четыре зерцала"). Проза 13-14 вв. (особенно т. н. катаримоно - произв. эпич. плана, долго бытовавшие в устной традиции) в последующие эпохи послужила источником сюжетов для фольклора и авторской лит-ры (рассказов, пьес). С 13 в. появились произв. буддийской житийной лит-ры на разг. языке. Они насыщены рассказами о путешествиях в иные миры, встречах с мифич. существами, о чудесных деяниях.

В поэзии наряду с танка распространился жанр и м а ё у г а ("песни на современный лад"). Свободные от сложной ассоциативной образности танка, имаё ута были особенно популярны в малообразованной самурайской среде. В 13- 14 вв. появилось множество антологий ("Син-Кокинсю", составлена в 1205 поэтом и филологом Садаиэ Фудзивара, 1162-1241, и др.), сб-ков отд. поэтов, записей поэтич. турниров (у т а а в а с э), собраний лучших образцов поэзии прошлого. Традиц. поэзия становилась всё более формальной и эстетствующей.

В лит-ре 14-15 вв. наряду с общими буддийскими мотивами иллюзорности земных благ отразилась специфическая дзэнбуддийская концепция с а т о р и (мгновенного постижения истины, озарения), к-рая оказала влияние на композицию одноактных лирич. драм и о к ё к у (пьесы театра масок ноо), положивших начало япон. драматургии. Сюжеты драм заимствованы из синтоистских мифов, преданий, нар. сказаний и буддийских сутр. Крупнейший драматург - Дзэами (1363-1443). Популярным был жанр к ё г э н (фарс) - весёлые миниатюры, зачастую сатирич. направленности.

Распространённой формой устного рассказа были отогидзоси ("занимательные записки"; сохранились лишь в записи 17-18 вв.). Они изобилуют сказочными элементами и по содержанию делятся на шесть групп рассказов: из жизни придворной аристократии, на буддийские темы, о воинах, простонародные переложения инд. и кит. легенд, о животных.

В 14-15 вв. в поэзии достиг расцвета жанр ранга, появившийся ещё в 12 в.

Крупнейшие авторы и теоретики рэнга - составители антологий Ёсимото Нидзё (1320-88; "Цукубасю", 1356) и Соги (1421-1502; "Новая Цукубасю", 1495).

К 16 в. относится зарождение гор. лит-ры. Ремесленники и торговцы устраивали состязания в поэтич. мастерстве и составляли сб-ки стихов победителей. Широко распространились короткие стихотворения со свободным размером - к о у т а ("малая песня"), в к-рых заметную роль играла трудовая тематика. Самый известный поэтич. сб.- "Кангинсю" (1518).

С началом европ.-япон. контактов (1542) на япон. яз. стали переводиться отрывки из соч. античных авторов; особое значение имел перевод басен Эзопа (1593).

В лит-ре периода позднего феодализма (17 в.- 60-е гг. 19 в.) преобладали демократич. тенденции. Традиции отогидзоси в 17 в. продолжил новый жанр - к а н а-д з о с и (популярные рассказы развлекат. и нравоучит характера); их авторы- чиновники из разорившихся самураев, буддийские монахи, читатели-горожане. В кон. 17 в. эти рассказы дали начало жанру - укиёдзоси ("записки о бренном мире"), т. е. рассказам, новеллам и повестям бытового, зачастую эротич. содержания. Поведение героев определялось моралью развивающейся буржуазии. Расцвет укиёдзоси относится к годам правления Гэнроку (1688-1703) - "золотому веку" культуры позднего средневековья - и связан с именем Сайкаку Ихара (1642-93), зачинателя трёх направлений в этом жанре: косёкумон о (новеллы о чувств, любви и любовных похождениях), букэмоно (новеллы из жизни самураев) и тёнинмоно (новеллы из жизни горожан).

Драматургия 17-18 вв. ориентировалась на театр кукол дзёрури и театр кабуки. Крупнейший драматург эпохи - Мондзаэмон Тикамацу (1653-1724), автор дзидаймоно (многоактные ист. драмы) на сюжеты из воен.-феод, эпоса, япон. и кит. истории, старинных легенд и преданий ("Битвы Коксинги", 1715, и др.). В 1703 Мондзаэмон Тикамацу создал первую сэвамоно (бытовая драма) - "Двойное самоубийство в Сонэдзаки". Его пьесы включают стихотворные вставки и лит. реминисценции, но осн. ткань составляет разг. речь (особенно в бытовых драмах).

В поэзии 17 в. господствующее положение занял жанр хокку. Существовало 3 школы хокку: Тэймон (осн. Тэйтоку Мацунага, 1571 -1653), Данрин (осн. Соин Нисияма, 1605-86) и Сёфу (во главе с Басе Мацуо, 1644-94). Басе Мацуо, самый известный поэт хокку, ввёл в этот жанр цезуру после 2-го стиха, выдвинул три осн. эстетич. принципа: с а б и (изящная простота), с и о р и (ассоциативное сознание гармонии прекрасного) и х о с о м и (глубина проникновения). В 18 в. последователи Басе Мацуо разделились на неск. школ; наиболее популярной была Тэммэй хайкай (её основатель- поэт и художник Бусон Танигути, 1716- 1783). Новый этап в развитии хокку открыл Исса Кобаяси (1763-1827), к-рый ввёл в них просторечную и диалектную лексику, демократизировал тематику.

В последней четв. 18 в. сёгунское пр-во установило строгий контроль за культурной жизнью страны и тематикой лит-ры. В 1791 были запрещены как безнравственные произв. нек-рых писателей (Сайкаку Ихара, Кисэки Эдзима) и целые лит. жанры (юмористич. бытописательпая повесть сярэбон). Писатели искали новые темы, литературные формы, идеи.

На рубеже 18-19 вв. наступил новый расцвет повествоват. лит-ры. Сб. рассказов Гёдзя Кинро "Цветочный венчик" (1749) положил начало жанру ё м и х о н ("книга для чтения" - рассказы и повести на сюжеты ист. преданий, легенд, устных рассказов). Бытописательское направление уступило фантастико-приключенческому, с изображением призраков, духов, воспеванием самурайской морали. Самый известный сборник-"Луна в тумане" (1768) Акинари Уэда (1734- 1809). В нач. 19 в. Бакин Такидзава (1767-1848) создал новый вид ёмихон - дидактич. роман, целью к-рого было "приобщать к добру и отвращать от зла" читателей. Из 300 романов Бакин Такидзава самый популярный - "История восьми псов" (1814). Его герои - полулюди-полупсы - символизируют 8 конфуцианских добродетелей: гуманность, долг, вежливость, мудрость, преданность, честность, почитание родителей и служение старшим.

Одновременно с ёмихон распространились кусадзоси, или г о к а н (иллюстрир. рассказы, издававшиеся ксилографич. способом). Их авторы черпали сюжеты героич., авантюрного, любовного и благочестивого характера из лит-ры прежних эпох. Самое известное произв. кусадзоси - ""Деревенский Гэндзи" Псевдо-Мурасаки" (1829-42; 152 выпуска по 10 стр.) Танэхико Рютэй (1783- 1842). Реалистич. традиции фарсов кёгэн и повестей укиёдзоси были унаследованы и развиты вт. н. коккэйбон ("забавные книжки") - юмористич. повестях нач. 19 в., описывающих нравы и быт горожан. Начало этому жанру положил Икку Дзиппэнся (1765-1831) повестью "На своих двоих по Токайдоскому тракту" (1802-22), сюжет к-рой осн. на дорожных приключениях. Самба Сикитэй (1776-1822) в произв. того же жанра "Общественная баня" (1809-12), "Общественная цирюльня" (1812-14) и др. вывел живописные образы горожан, смело использовал разг. речь. В 30- 40-е гг. 19 в. распространился сентиментальный роман ниндзёбон ("книги о человеческих чувствах"), родоначальником к-рого был Сюнсуй Тамэнага (1789- 1843). Попытки психологич. анализа в романах ниндзёбон определили их успех у читателей.

Драматурги 18 - нач. 19 вв., писавшие для театра дзёрури (Хандзи Тикамацу, 1725-83; Гэннай Хирага, 1728-79) и кабуки (Намбоку Цуруя IV, 1755-1829; Гохэй Намики, 1747-1808, и др.), в своей тематике и драматургич. приёмах следовали традициям Мондзаэмон Тикамацу.

В средних и низших слоях гор. населения распространилась не связанная с классич. канонами шуточная и сатирич. поэзия. Золотым веком к ё к а ("сумасшедшие песни") считаются 80-е гг. 18 в., когда вышли сб-ки "Собрание кёка за 10 000 лет" (1783; назв. условно), его продолжение (1785) и "Сокровищница талантов кёка" (1787), в к-рые вошли стихи Канко Акэра (1740-1800), Акара Ёмо-но (1749-1823), Масамоти Исикава (1753-1830) и др. популярных поэтов. Кёка свободна в выборе темы и образов, однако использует метрику танка. В близком к эпиграмме жанре с э н р ю (назв. по имени поэта Сэнрю Карай, 1718-90), популярном в кон. 18 - нач. 19 вв., использована метрика хокку.

Покровительство конфуцианской учёности со стороны офиц. властей способствовало оживлению в 17 - нач. 19 вв. переводч. деятельности (на япон. яз. были переведены "Речные заводи", "Цзин, Пин, Мэй" и др. кит. романы). С сер. 19 в. появились переводы и европ. авторов сголл. языка (в основном историкогеогр. соч., в т. ч. записки В. М. Головкина О Я.). В. Н. Горегляд.

Незавершённая бурж. революция 1867-68 явилась рубежом между старой и новой лит-рой Я. Значительно возросло в это время количество переводов европ. лит-ры, в т. ч. русской. Начало движению за создание новой лит-ры положил Сёё Цубоути (1859-1935). В трактате •"Сущность романа" (1885), отрицая старые эстетич. каноны, требующие от личности самоотречения в пользу феод, моральных догм, он выдвинул на первый план чувственность и индивидуальную жизнь. Однако Сёё Цубоути призывал лишь к внешнему копированию явлений. В ст. "Общая теория романа" (1886) Симэй Фтабатэй (1864-1909) указывал, что художник должен не только изображать явления жизни, но и раскрывать их идейную сущность. Его роман "Плывущее облако" (1887-88), написанный, по свидетельству самого писателя, под влиянием Ф. М. Достоевского и И. А. Гончарова, положил начало развитию критич. реализма в япон. лит-ре. В то же время пользовались популярностью и произв. писателей группы "Кэнъюся" ("Друзья тушечницы" - от слова "тушь"), связанной со старой традицией [роман Кое Одзаки (1867-1903) "Любовная исповедь двух монахинь", 1889, и др.]. Поиски идеала в прошлом характерны также для повести Рохан Кода (1867-1947) "Пятиярусная пагода" (1891). После японско-кит. войны 1894- 1895, в условиях обострившихся внутр. противоречий, зародилась т. н. с я к а и с ё с э ц у (социальная проза), сыгравшая важную роль в развитии реализма: повесть Роан Утида (1868-1929) "Двадцать восьмое декабря" (1898), романы Рока Токутоми (1868-1927) "Лучше не жить" (1899) и Наоэ Киносита (1869- 1937) "Огненный столб" (1904).

В 80-х гг. 19 в. возникло "движение за стих нового стиля", во главе к-рого стояли Тацудзиро Иноуэ (1855-1944), Рёкити Ятабэ (1851-99), Масакадзу Тояма (1848-1900). Изданный ими"Сбор-ник стихов новой формы" (1882), в к-ром предприняты попытки опереться на принципы европ. стихосложения, явился первым опытом новой поэзии. Для поэзии кон. 19 - нач. 20 вв. характерны преим. романтич. тенденции. Пафосом борьбы против феод, устоев, препятствующих свободному развитию личности, отличается творчество Тококу Китамура (1868- 1894), Тосон Симадзаки (1872-1943),. Акико Ёсано (1878-1942). Поэты Сайсю Оноэ (1876-1957), Кунъэн Канэко (1876-1951) утвердили д з и ю с и - свободный стих на разг. языке, ставший осн. формой япон. поэзии 20 в. Зачинателем дзиюси был Рюко Кавадзи (1888- 1959).

Проблемы развития нац. культуры, её связей с Западом затронуты Огай Мори (1862-1922) в трилогии "Юноша", "Дикий гусь", "Пепел" (1910-13).

В нач. 20 в. в Я. развернулось т. н. сидзэнсюги ундо (движение за натурализм), на к-рое оказало воздействие творчество Э. Золя: повести Кафу Нагаи (1879-1959) "Цветы ада" (1902), Тэнгай Косуги (1865-1952) "Модная песенка" (1902) и др. Ведущее положение в этом движении заняли писатели-реалисты, для произв. к-рых характерна острая социальная критика: роман "Нарушенный завет" (1906) Тосон Симадзаки, рассказ "Судьба" (1906) Доппо Куникида (1871-1908), повесть "Сельский учитель" (1908) Катай Таяма (1871- 1930), трилогия "Сансиро" (1908), "Затем" (1909), "Врата" (1910) Сосэки Нацумэ (1867-1916). Термин "сидзэнсюги" стал обозначать и натурализм и реализм.

На творчество Такубоку Исикава (1885-1912) оказало влияние антиимпериалистич. движение нач. 20 в. Демократич. и социалистич. тенденции его поэзии, отразившей рост самосознания нар. масс (сб. стихов "Свист и свисток", 1911), открыли новый путь развитию лит-ры. В то же время в эти годы широко распространился ватакуси с ё с эц у (эгобеллетристика) - вид прозы, наложивший отпечаток на развитие япон. лит-ры 1-й пол. 20 в. Для него характерна намеренная изоляция авторского "я" от обществ, проблем, уход в интимные переживания.

В 20-е гг. в обстановке подъёма рабочего движения в Я. под влиянием Великой Окт. социалистич. революции в России зарождалась япон. пролет, лит-ра. Первый орган пролет, писателей - журн. "Танэмаку хито" (1921-23) - объединил литераторов, для к-рых характерны антиимпериалистич. настроения. С сер. 20-х гг. пролет, лит-pa стала развиваться на чёткой идейной платформе: "рабочие романы" Вакидзо Хосои (1897-1925) "Фабрика" (1925), Ёсики Хаяма (1894- 1945) "Люди, живущие на море" (1926); антивоен. рассказы Дэндзи Куросима (1898-1944) "Стая ворон" (1927), "Сани" (1928). К пролет, направлению примкнули лучшие представители бурж. интеллигенции, последовательные в своём гума-нистич. протесте против эксплуататорского строя: Сю Эма (1889-1975), Сэйкити Фудзимори (р. 1892), Тэру Такакура (р. 1891). В 1928 пролет, лит-ра вступила в новую фазу развития. Была создана Всеяпон. федерация пролет, иск-ва (НАПФ; Nippon Artista Proleta Federatio - на эсперанто), объединившая разрозненные лит. группы. Важную роль в утверждении эстетич. основ революц. лит-ры сыграл критик Корэхито Курахара (р. 1902), выступивший против догматизма и вульгаризации в лит-ре. Видные представители пролет, лит-ры - Сунао Токунага (1899-1958; романы "Улица без солнца", 1929, "Токио, город безработных", 1930) и Такидзи Кобаяси (1903-33), творчеству к-рого присущи черты социалистич. реализма (повести "15-е марта", 1928, "Краболов", 1929, "Жизнь для партии", 1933). Большое место в пролет, лит-ре занимала поэзия: Сигэхару Накано (р. 1902) создал образы революционеров; Хидэо Огума (1901- 1940; сб. "Летящие сани", 1935) и Мицухару Канэко (1895-1975; сб. "Акулы", 1937) воспели интернац. солидарность народов в борьбе против фаш. чумы.

В 20-х гг. формированию реалистич. драматургии способствовали пьесы "Профессор Цумура" (1919) Юдзо Ямамото (1887-1974), "Текстильная фабрика

Миура" (1919) Macao Кумэ (1891-1952), "Сын" (1922) Каору Осанаи (1881-1928). Пьесы Томоёсн Мураяма (р. 1901; "Записки о шайке разбойников", 1929, поев, борьбе рабочего класса против милитаризма), Сакаэ Кубо (1901-58; "Вулканическое плато", 1938, о борьбе япон. крестьянства за свои права) отличаются социальной заострённостью и политич. актуальностью.

В 20-30-е гг. возникли неоромантизм, неогуманизм, "школа нового мастерства". Неоромантики искали выход из кризиса в утончённом эстетизме, уживающемся с эротикой (роман Дзюнъитиро Танидзаки, 1886-1965, "Любовь глупца", 1925). Писатели-неогуманисты, группировавшиеся вокруг об-ва "Сиракаба" (1910- 1923), не имели единой платформы; называя своим учителем Л. Н. Толстого и приняв его социальную утопию, они сходились на склонности к внутр. самоанализу "кающегося дворянина". Повесть "Дружба" (1919) и драма "Да здравствует человек!" (1922) Санэацу Мусяно-кодзи (1885-1975), роман "Путь в ночном мраке" (1921-22) Наоя Сига (1883- 1971) отличаются абстрактным гуманизмом и утончённым психологизмом. Особняком в этой группе стоял Такэо Арисима (1878-1923), автор романа "История одной женщины" (1911-19) - одного из лучших произв. япон. критич. реализма. В ст. "Одно признание" (1923) он утверждал необходимость социального переустройства. К "школе нового мастерства" примыкал Рюноскэ Акутагава (1892-1927), произв. к-рого свойственны социальная тематика, глубокий психологизм и сатирич. заострённость (повесть "В стране водяных", 1927). Большую роль в развитии реализма сыграла Юрико Миямото (1899-1951), вначале находившаяся под влиянием об-ва "Сиракаба" (автобиографич. роман "Нобуко", 1924- 1926). С кон. 20-х гг. писательница стала активным участником пролет, лит. движения.

В 20-х гг. под влиянием западного "левого" иск-ва в лит-ре Я. возникли авангардистские течения, для к-рых наряду с неприятием капиталистич. действительности характерны отрицание всех моральных норм, призыв ко всеобщему разрушению, а также формалистич. экспериментаторство: сб-ки "Стихи дадаиста Синкити" (1923) Синкити Такахаси (р. 1901) и "Смертный приговор" (1925) Кёдзиро Хагивара (1899-1938). Под влиянием символизма находился Сакутаро Хагивара (1888-1942; сб-ки "Синяя кошка", 1922, "Ледяной остров", 1936). Ведущими поэтами-сюрреалистами были Фуюхико Китагава (р. 1900), Юкио Харуяма (р. 1902), Тацудзи Миёси (1900-64).

Яркое выражение принципы модернистской эстетики получили в творчестве писателей-"неосенсуалистов", считавших подлинно ценным только субъективное восприятие мира. Теоретик этой группы- Риити Ёкомицу (1898-1947) - автор рассказов "Мухи" (1923), "Наполеон и лишай" (1926) и романа "Шанхай" (1931).

В 30-40-х гг. в условиях фашизации страны в лит-ре господствовала апологетич. тенденция прославления "священной войны": трилогия Асихэй Хино (1907- 1960) "Хлеб и солдаты", "Земля и солдаты", "Цветы и солдаты" (1938-39). В июле 1942 было учреждено Япон. лит. об-во служения отечеству, ставшее оплотом пропаганды шовинистич. "японизма".

После разгрома япон. милитаризма во 2-й мировой войне 1939-45 начался новый этап в развитии лит-ры Я., для к-рого характерно сложное взаимодействие традиционного, демократического и с э н г о х а ("послевоенная группа") течений. Писатели старшего поколения, представляющие первое течение, в поисках "устойчивых ценностей", не подвластных закону времени, обращались к традициям многовековой нац. лит-ры: роман Дзюнъитиро Танидзаки "Мелкий снег" (1943-48), повести лауреата Ноб. пр. (1968) Ясунари Кавабата (1899- 1972) "Тысяча журавлей" (1951), "Старая столица" (1961-62), отличающиеся внутр. лиризмом, классич. представлением о прекрасном.

В связи с пересмотром традиций нац. культуры развёртывались острые идейные схватки. За восстановление воинств, традиций, якобы искони присущих япон. культуре, выступил Юкио Мисима (1925-70) в трилогии "Патриот", "Хризантема", "Голос павшего героя" (1967), перешедший позднее в лагерь реакции.

Движение за развитие демократич. лит-ры в послевоен. Я. возглавили писатели Корэхито Курахара, Юрико Миямото, Сигэхару Накано, Сунао Токунага. В дек. 1945 было учреждено Об-во новой япон. лит-ры ("Синнихон бунгакукай"). Автобиографич. романы Юрико Миямото "Два дома" (1947) и "Вехи" (1947-50) отмечены япон. прогрессивной критикой как достижение лит-ры социалистич. реализма. Томодзи Абэ (1903-73) в романе "Белый обелиск" (1959) ставит вопрос об ответственности людей за судьбы мира. Реалистич. роман-эпопея Яэко Ногами (р. 1885) "Лабиринт" (1948-56) повествует об идейно-нравств. исканиях япон. интеллигенции в 30-40-х гг. В романе "Плывущее облако" (1951) Фумико Хаяси (1903-51) показаны скитания женщины, не находящей жизненной опоры в условиях послевоен. Я. В кон. 50-х гг. внутри Об-ва новой япон. лит-ры возродились авангардистские тенденции, проявившиеся в попытке синтеза реализма и модернизма.

Течение сэнгоха представляли писатели разных идейно-эстетич. направлений. Их объединяло отрицание милитаризма и традиционализма во имя утверждения человеческой личности. В творчестве видных его представителей преобладали реалистич. тенденции: повесть Сёхзй Оока (р. 1909) "Огни в поле" (1951), романы Хироси Нома (р. 1915) "Зона пустоты" (1952) и Сюсаку Эндо (р. 1923) "Море и яд" (1957), поев, теме 2-й мировой войны. Роман Есиэ Хотта (р. 1918) "Одиночество площади" (1951) повествует о послевоен. япон. интеллигенции, её тревогах перед лицом наступающей реакции. Противопоставив себя традиционной литературе, часть писателей сэнгоха обратилась к творч. приёмам зап. модернизма. В поисках художеств, средств для изображения "человека современности" Синъитиро Накамура (р. 1918) прибегает к психоаналитич. методу, заимствованному у М. Пруста: повести "Дочери Сиона" (1948), "Родник любви" (1962). Воздействие экзистенциализма испытал Риндзо Сиина (1911-73; романы "Вечное предисловие", 1948, "Прекрасная дама", 1955). Сильное влияние Дж. Джойса и Пруста сказалось в романах Сэй Ито (1905-59) "Наруми Сэнкити" (1950), "Огненная птица" (1949- 1953). Настроением отчаяния, неприятием обществ, идеалов пронизаны повести Осаму Дадзай (1909-48) "Заходящее солнце" (1947) и "Утрата человека" (1948). Широкое распространение в 50- 60-е гг. получила "литература плоти", открыто проповедующая культ жестокости и секса: повесть "Солнечный сезон" (1955) Синтаро Исихара (р. 1932), роман "Скорпион" (1963) Юмико Курахаси (р. 1935), а также "роман нравов", смыкающийся с "массовой литературой" (Фу-мио Нива, р. 1904; Сэйити Фунабаси, р. 1904, и др.).

Декадентским и модернистским течениям противостояли писатели демократич. направления и критич. реализма. Острые социальные проблемы совр. Японии нашли отражение в реалистич. романах "Условие человеческого существования" (1958) Дзюмпэй Гомикава (р. 1916) и "Стена человеческая" (1958) Тацудзо Исикава (р. 1905). Хиросимской трагедии поев. сб. "Стихи об атомной бомбе" (1951) Санкити Тогэ (1917-53), повесть "Человеческие лохмотья" (1951) Ёко Ота (1906-63), романы "Чёрный дождь" (1960) Масудзи Ибусэ (р. 1898), "Комья земли" (1963) Мицухару Иноуэ (р. 1926), "Суд" (1963) Ёсиэ Хотта. В лит-ре 60- 70-х гг. реализм и модернизм нередко взаимодействуют в творчестве одного писателя, напр, в романах Кобо Абэ (р. 1924) "Женщина в песках" (1963), "Чужое лицо" (1964), "Человек-ящик" (1973) и др. В центре большинства романов Кэндзабуро Оэ (р. 1935; "Опоздавшая молодёжь", 1962, "Личный опыт", 1964, и др.) - жизнь молодого человека в послевоен. Японии, его нравств. искания; в "Записках спасителя" (1976) писатель выразил тревогу за судьбы человечества перед угрозой ядерной катастрофы. Тема отчуждения совр. молодёжи в собственнич. мире зан-имает осн. место в творчестве Такэси Кайко (р. 1930; роман "Потомки Робинзона", 1960).

Большое развитие в 60-70-е гг. получили жанр науч. фантастики и детективные романы, содержащие элементы социальной критики: романы "Подводное течение" (1961) Сэйтё Мацумото (р. 1909), "Гибель Японии" (1973) Саке Комацу (р. 1931) и др.

Демократич. поэзия кон. 40-50-х гг. представлена сб-ками Сигэдзи Цубои (1898-1975) "Плоды" (1946), Мицухару Канэко (1895-1975) "Человеческая трагедия" (1953), Дзюн Окамото (р. 1901) "Мост" (1955). Традиции пролет, лит-ры продолжали поэты лит. объединения "Архипелаг" (1952): Цугуо Андо (р. 1919), Хироси Сэкинэ (р. 1920), Рюсэй Хасэгава (р. 1928). В 1962 был создан "Конгресс поэтов Японии" во главе с Сигэдзи Цубои; ведущее положение в нём заняли поэты-коммунисты, в т. ч. Дайскэ Дои (р. 1927), автор сб. "Личное послание" (1970). Модернистская поэзия представлена творчеством Кацуэ Китасоно (р. 1902), Дзюндзабуро Нисиваки (р. 1894), Сиро Мурано (р. 1901). Поэтов-футуристов возглавил Фуюхико Китагава (р. 1900). Возникшее в нач. 50-х гг. общество "Пустыня" объединило поэтов-экзистенциалистов (Нобуо Аюкава, р. 1919, Macao Накагири, р. 1919, Рюити Тамура, р. 1923, и др.).

Наиболее известные совр. драматурги: Дзюндзи Киносита (р. 1914), пьесы к-рого отличаются реалистичностью и органич. связью с традициями нар. театра ("Журавлиные перья", 1949, "Между богом и человеком", 1970); Кобо Абэ, создавший драмы, характеризующиеся своеобразием восприятия бурж. действительности, сатирич. стилем ("Мужчина, превратившийся в палку", 1969); Юси Кояма (р. 1906) - автор бытовых драм "Бал для двоих" (1956), "Жёлтые волны" (1961). Трагедия Хиросимы, проблема рабочего движения лежа г в основе пьес Кэн Миямото (р. 1926), стремящегося к анализу социальной структуры совр. япон. общества ("Пилот", 1964, "Легенда о красоте", 1971).

В развитии социалистич. направления совр. япон. лит-ры важную роль играют писатели, объединившиеся вокруг созданного в 1965 Союза демократич. лит-ры Японии ("Нихонминсюсюги бунгаку домэй"). Революц. борьба рабочего класса, протест нар. масс против милитаризма и монополий, социальное самоутверждение человека - осн. круг тем демократич. лит-ры на совр. этапе: повести "Море и подъёмный кран" (1961) Сэй Кубота (р. 1921), "Японский солдат" (1970) Сэйдзи Симода (р. 1913); романы "Недолгий сон" (1969) Кисе Накадзато (р. 1936), "Река без моста" (1970) Суэ Сумии (р. 1902), "Глубокое течение" (1974) Кадзуо Ойкава (р. 1933) и др.

К. Рехо.

Литература Я. на китайском языке возникла в 8 в. (поэтич. сб. "Кайфусо", 751); её характер определялся континентальной культурой. Первый расцвет лит-ры на кит. яз. относится к 9 в. (поэтич. сб. "Рёунсю"; сб. буддийских новелл с э ц у в а "Ни-хон рейки"; "Путевые заметки о паломничестве в страну Тан" Эннина). Дневники, эссе, стих, сантайси создавались по нормам кит. поэтики и под влиянием конфуцианства. Наивысший подъём лит-ры Я. на кит. яз. приходится на 14- 15 вв. Ещё в 13 в. в Я. эмигрировало много кит. образованных монахов секты дзэн (чань), к-рые расселились в гл. монастырях этой секты в г. Камакура. Отсюда начала распространяться религ. и филос. лит-pa на кит. яз.- г о д з а н бунгаку ("литература пяти монастырей"), в т. ч. стихи г а т х и (гэ). Осн. содержание - проповедь дзэн, "знания вне учения", описание внутр. состояния человека в моменты "озарения" (с а т о р и). В сер. 14 в. её центр переместился в Киото, где произошёл поворот "от религии к искусству". Наиболее известные поэты - Сосэки Мусо (1275-1351) и Юбай Сэссон (1290- 1346). Авторами годзан бунгаку была начата разработка эстетич. категорий югэн, ваби и саби. В 17 в. наследниками "учёной прозы" годзан бунгаку стали представители школы к а нг а к у ("китайские науки"), к-рые исследовали, комментировали и переводили памятники кит. классики. Покровительство конфуцианской учёности в Я. со стороны офиц. властей привело в 17 - нач. 19 вв. не только к оживлению переводч. деятельности, но и к новому подъёму япон. лит-ры на кит. яз., особенно поэзии: Дзюнъан Киносита (1621-98), Санъё Рай (1780-1832), Сёдзан Сакума (1811-64) и др. Учёными-китаеведами (кангакуся) были опубл. многочисл. сб-ки стихов си и прозаич. произведения. В. Н. Горегляд.

0

2

Литературоведение. Термин "бунгэйгаку" (калька, от нем. Litcraturwissenschaft) как назв. науки о лит-ре возник в Я. в сер. 20-х гг. 20 в. Но истоки литературоведения восходят к раннему средневековью (предисл. и комментарии к поэтич. памятникам и т. п.). Становление науки о лит-ре Я. проходило под влиянием различных течений зап. лит-ведения; одним из зачинателей был Яити Хага (1867-1927; "Очерки истории японской литературы", 1900), получивший образование в Германии. Литературоведение Я. развивалось во взаимодействии направлений: библиографического, соединяющего биографич. метод с источниковедением (Нобуцуна Сасаки, 1872- 1963, "Проблемы поэтики", 1908; Сэнъити Хисамацу, р. 1894, "Очерки национальной литературы. Объект и метод изучения", 1944); культурно-исторического, исходящего из позитивистского метода И. А. Тэна (Сакутаро Фудзиока, 1870- 1910, "История японской литературы периода Хэйан", 1905; Сокити Цуда, 1873 - 1961, "Исследование народной идеологии, отражённой в литературе", 1916-21); академического, связанного с духовно-историч. школой нем. литературоведения (Мацудзо Кайто, 1878- 1952, "Метод изучения национальной литературы", 1930; Ёсиэ Окадзаки, р. 1892, "Новые теории японского литературоведения", 1961); социально-историч. школы, опирающейся на принципы культурно-историч. направления и марксистское учение (Таро Синода, "История японской литературы с точки зрения исторического материализма", 1932; Тадаёси Кондо, р. 1901, "Основы японской литературы", 1937). В 30-е гг. 20 в. марксистское литературоведение представлено работами Корэхито Курахара ("Теория искусства", 1937), Кэй Морияма (р. 1904; "Теория литературы", 1936), Юйити Хомма (1909-59; "Литературоведение", 1937), в 50-70-е гг.- Сэйдзабуро Ямада (р. 1896; "История пролетарской литературы", 1954), Хироси Кавагути (р. 1905), Фусадзи Ямамура (р. 1908), Сидзуо Сато (р. 1919; "Марксистская теория литературы", 1974). На антимарксистской платформе стоят Ёситака Такахаси (р. 1913; "Проблемы изучения литературы", 1958), Такааки Ёсимото (р. 1924; "Конец ложной системы", 1962), Такэо Окуно (р. 1926; "Основы современной литературы", 1967). В области сравнит, изучения лит-р выделяются работы Киндзи Симата (р. 1901; "Современная компаративистика", 1956), Сабуро Ота (р. 1909; "Переводная литература", 1959). Проблемы совр. япон. лит-ры разрабатываются в трудах Хидэо Одагири (р. 1916; "Личность в современной литературе", 1958), Сэйити Ёсида (р. 1908; "Современная литература и классика", 1961), Мицуо Накамура (р. 1911; "Критика и творчество", 1964), Сюго Хонда (р. 1908; "История послевоенной литературы", 1966), Кэнкити Ямамото (р. 1907; "Сто лет японской литературы", 1968). Среди литературоведч. изданий выделяется серия "Литература" (1977), поев. совр. проблемам япон. и мировой лит-р.

К. Рехо.

Литературная периодика. Первый япон. лит. журнал появился в 70-х гг. 19 в. Издававшийся в 1887-99 "Кокумин-но томо" стоял на общедемократич. позициях. В кон. 19 - нач. 20 вв., в годы движения за новую япон. лит-ру, важную роль сыграли журн. "Бунгакукай" (1893-98) и "Мёдзё" (1900-08). Журн. "Васэда бунгаку" (1891-98) уделял внимание писателям и критикам реалистич. направления. Журн. "Сиракаба" (1910-23) был органом одноимённой лит. группы, выступавшей за гуманистич. иск-во. В 20-30-х гг. появились журналы левого революц. направления: "Танэмаку хито" (1921- 1923), "Бунгэй сэнсэн" (1924-32), "Сэн-ки" (1928-31), "НАПФ" (1930-31). В числе модернистских журналов - "Бунгэй дзидай" (1924-27) и "Ака то куро" (1923-24). В кон. 1945 начала возрождаться журнальная пресса, дезорганизованная войной. В 1946 осн. "Син нихон бунгаку", объединивший прогрессивных писателей. С 1965 выходит "Минсю бунгаку" - орган Союза демократич. лит-ры Я. Среди совр. периодич. изд. наиболее известны "Синтё" (с 1900), "Бунгэй сюндзю" (с 1923), "Бунгэй" (с 1933), "Бунгакукай" (с 1933), "Гундзо" (с 1946). Вопросам теории и истории лит-ры посвящают свои страницы " Кокуго то кокубунгаку" (с 1924), "Бунгаку" (с 1933) и др. К. Рехо. Лит.: Астон В. Г., История японской литературы, пер. с англ., Владивосток, 1904; Конрад Н. И., Японская литература в образцах и очерках, Л., 1927; его же, Очерки японской литературы, М., 1973; Г л у с к ин а А. Е., Логунова В. В., Очерки истории современной японской демократической литературы, М.- Л., 1955; К у р а х а р а К., Статьи о современной японской литературе, [пер. с япон.], М., 1959; Японская литература. Исследования и материалы, М., 1959; История современной японской литературы, [пер. с япон.], М., 1961; Григорьева Т., Логунова В., Японская литература. Краткий очерк, М., 1964; Мамонов А. И., Свободный стих в японской поэзии, М., 1971; Горегляд В. Н., Дневники и эссе в японской литературе X - XIII вв., М., 1975; Рехо К., Современный японский роман, М., 1977; X и р ан о К э н, Гэндай нихон бунгаку нюмон (Введение в современную японскую литераТУРУ), Токио, 1955; Ёсида Сэйити, Сидзэнсюги кэнкю (Исследование японского натурализма), т. 1 - 2, Токио, 1956; Накамура Мицуо, Сакка ронсю (Сборник статей о творчестве японских писателей), т. 1 - 3, Токио, 1957; Хонда Сюго, Моногатари сэнго бунгаку си (История послевоенной японской литературы), Токио, 1966; Keene Donald, Modern Japanese poetry: an essay, Michigan, 1964; J a n e i r a A. M., Japanese and Western literature. A comparative study, Tokyo, 1970.

XIV. Архитектура и изобразительное искусство

Древнейшие памятники иск-ва Я. относятся к культуре дзёмон. Формы и узоры глиняных сосудов упрощаются, приобретают более утилитарный (чем в культуре дзёмон) характер с появлением в 1 в. до н. э. бронзовых изделий (в т. ч. ритуальных колоколов дотаку и зеркал).

В 3-6 вв. н. э. в связи с развитием культа предков в Я. начинается стр-во грандиозных царских курганов (кофун) круглой и подковообразной формы, обнесённых рвом с водой. Расположенные по их поверхности полые глиняные фигурки (ханива), изображающие воинов, жриц, слуг, коней и птиц, модели жилых домов, отличаются живой непосредственностью мимики и жестов.

Наряду с курганами первыми сооружениями, выделяющимися среди примитивных земляночных построек древней Я., были зернохранилища; возведённые из массивных брёвен, лишённые окон, приподнятые для защиты от наводнений столбами над землёй, они перекрывались 2-скатной соломенной крышей, имели высокие приставные лестницы. Расчищенная вокруг них площадь служила местом первых земледельческих обрядов. По типу этих древних амбаров на обширных засыпанных галькой территориях, обнесённых четырьмя оградами, в первые вв. н. э. были возведены синтоистские святилища в Исе и Идзумо. Простотой и ясностью своей конструкции они заложили основу традиции япон. зодчества.

Вместе с распространением буддизма в Я. с кон. 6 - нач. 7 вв. (т. н. период Асука; по назв. древних япон. столиц, к-рые переносились из одного места в другое) началось стр-во монастырей, пагод и храмов по кит. и кор. образцам. Небольшие по площади, разнообразные по своей внутр. планировке ансамбли Асукадера (588), Ситеннодзи (593), Хоккидзи (нач. 7 в.) и Хорюдзи (607) включали пагоду, гл. храм Кондо и ряд 1-этажных храмовых помещений, обращённых фасадом на юг, примыкающих стенами и крытыми коридорами к юж. и ср. воротам. Здания возводились по стоечно-балочной системе на белокаменной платформе, имели окрашенные красным лаком колонны и кронштейны, поддерживающие массивную черепичную, изогнутую по краям, 1-ярусную или (в гл. постройках) 2-ярусную крышу, сочетающую 2-скатное и 4-скатное покрытие (иримойя дзукури). Квадратные в плане пагоды отличались чёткостью и рациональностью форм, значит, сей-смоустойчивостью. В отличие от ничем не заполненных внутри синтоистских святилищ, центр, часть буддийских храмов составляли алтари, включающие изображения буддийских божеств, выполненные из золочёной бронзы или раскрашенного дерева. Статуям высших божеств 7 в., генетически восходящим к раннесредневековой пластике Китая и Кореи, присущи суровость и аскетич. отрешённость. Более разнообразны по типу и позам божества милосердия - босацу (бодхисатвы); их лица озарены выражением одухотворённой нежности, головы увенчаны драгоценными коронами.

Времени утверждения единого централизов. феод, гос-ва соответствует создание в 710 первой постоянной япон. столицы Нара (Хэйдзё-кё), выстроенной по образцу кит. регулярных в плане городов. Гл. храмовые ансамбли города (Якуси дзи, Тодайдзи, Тосёдайдзи) выделялись чёткой симметрией планов, небывалой пространств, масштабностью площадей и путей процессий, величием и мощью конструкций.

С укрупнением храмов изменился и характер буддийской пластики - дифференцировались образы божеств, умножилось кол-во статуй. Среди материалов нарской скульптуры - бронза, дерево, сухой лак, глина. Развитие япон. государственности отразилось в монументальных, полных внутр. силы, нац. по типу лиц, героизированных скульпт. образах. Их движения приобрели большую свободу, тела - округлость и пластичность; композиции утратили былую замкнутость. Особой экспрессией отличались позы и жесты полубогов - защитников буддизма, изображаемых в доспехах воинов. В 8 в. возникли и первые скульпт. портреты знаменитых проповедников буддизма. Большое распространение получили гротескные ритуальные маски. Исполненные гибкими линиями с лёгкой подкраской настенные росписи храма Хорюдзи (8 в.), близкие инд. и кит. образцам, свидетельствуют о высоком уровне япон. живописи того периода.

Перемещение в 794 столицы в Хэйан (совр. Киото) положило начало т. н. периоду Хэйан (9-12 вв.). Это время, связанное с дальнейшим развитием феодализма, ознаменовалось углублением интереса к миру человеческих чувств, к добуддийским анимистич. представлениям, тягой к созданию более самобытных в нац. отношении художеств, ценностей. В связи с расцветом эзотерич. сект тэндай и сингон, отождествляющих Будду с самой природой, началось стр-во монастырей не только в пределах столицы, но и в её горных окрестностях. Храмы Энрякудзи (782), Конгобудзи (816) и Муродзи (кон. 8 - нач. 9 вв.) отличаются скромными размерами, интимным сочетанием зданий с природой, отсутствием регулярного плана. Сложнее и разветвлённее по тематике стали алтарные композиции. Пытаясь воспроизвести щедрость и бесконечное многообразие сил Вселенной, мастера включили в них ряд изображений многоликих и многоруких божеств - охранителей стран света, целителей от недугов. Раскрашенные в яркие цвета, эти деревянные статуи утратили былую величавую красоту и приобрели устрашающий демонич. облик. Для буддийской живописи особенно характерными стали символич. схемы мироздания - иконы-ман далы.

Рост гор. цивилизации в 10-12 вв. обусловил значит, развитие светской архитектуры. Новый тип жилого ансамбля приобретает черты т. н. стиля синдэндзукури, продолжающего традиции нац. зодчества, соединённые с опытом континентальной архитектуры. К просторному однозальному павильону из некрашенного дерева (синдэн), приподнятому на столбах, примыкали с 2 сторон галереи (тайноя), соединяющие основное здание с остальными частями ансамбля. Фасад синдэна открывался на песчаную площадь, завершавшуюся в юж. части просторным пейзажным садом с островами, мостами, скалами и искусств, озером (имп. дворец в Киото, воссоздан по образцу 9 в. в 1789). В отделке храмовых интерьеров всё более значит, место наряду со скульптурой занимали орнамент и настенная живопись.

Значит, расцвета в период Хэйан достигла и нац. живопись школы Ямато-э, внутри к-рой сложился тип горизонтальных свитков (эмакимоно), иллюстрирующих лит. произв. Эти иллюстрации (в т. ч. к роману "Гэндзи-моногатари") отмечены элегичностью образов и изысканностью чётких красочных силуэтов, соответствующих не столько действию, сколько душевному состоянию героев. Иллюстрации 12 в. к буддийским повестям и ист. легендам (Сигисанэнги-эмаки, Бан-дай нагон-эмаки) выполнены в др. манере, они весьма экспрессивно показывают безликие толпы бегущих людей, пожары, чудесные превращения, зверей, подражающих людям в их пороках; здесь преобладает уже не силуэт, а линия. Печать изысканной красоты несут декоративные виды иск-ва этого периода [художеств, лаки - макиэ (с присыпкой золотой пудрой), веера и т. д.].

С переходом власти в 12-14 вв. к воен.-феод. сословию (т. н. период Камакура, по назв. столицы сегунов Минамото) иск-во Я. становится достоянием более широких кругов; в нём наблюдается тяга к простоте, слиянию религ. и светского начал. Характерны для этой эпохи восходящие к кит. образцам монастыри секты дзэн с величеств, крышами, доминирующими над зданием, состоящим из столбов, балок и лёгких перегородок (гл. здание монастыря Энгакудзи в Камакуре, 1285). Подчёркнуто простым и рациональным становится и стиль жилого зодчества.

Скульптура периода Камакура тяготела к достоверности и монументальной значительности образов. Бурно развивалось иск-во скульпт. портрета (мастерские скульпторов Кокэя и Ункэя); широко изображались и канонизировались легендарные проповедники буддизма (Мутяку, Сэсин, Куйя и др.), синтоистские святые (Хатимон и др.), а также военачальники.

Портреты воинов и монахов распространились и в живописи 12-14 вв. В иллюстративных свитках эмакимоно нарастало стремление к подробной повествовательности. В декоративно-прикладном иск-ве высокого уровня достигла отделка мечей и кинжалов, в т. ч. цуб, сёдел, сбруи и т. д.

В кон. 14-16 вв. под влиянием учения дзэн особого расцвета достигло садово-парковое иск-во (сады загородных вилл сегунов Асикага в Киото, превращённых в храмы Кинкакудзи и Гинкакудзи, 14 - кон. 15 вв.). Архит. стиль синдэн-дзукури сменился стилем сёин; исчезли длинные галереи, увеличилось кол-во комнат, разделяемых скользящими перегородками, появилась ниша (токонома) для живописных свитков и полка (тана) для священных книг; полы покрываются матами (татами), к-рые стали стандартной единицей измерения дома. Раздвижные стены всё более сближали интерьер с садом. Сады выполнялись в самых различных манерах; возникли и т. н. сухие ландшафты, состоящие из гальки, песка и камней.

14-16 вв.- эпоха упадка скульптуры и интенсивного развития живописи тушью (суйбоку). Расцвет монохромных пейзажей на свитках (среди ведущих мастеров - Дзёсецу, Сюбун, Сэссю и др.) подготавливался под воздействием кит. живописи. В кон. 15 в. традиции школы Ямато-э нашли продолжение и развитие в живописи школ Кано (Масанобу Кано, Мотонобу Кано, Эйтоку Кано, Санраку Кано и др., создававшие яркие декоративные композиции с изображением птиц и цветущих деревьев) и Тоса (Мицунобу Тоса и др., обращавшиеся к темам лит. произв. из жизни знати и буддийского духовенства). Высочайшего расцвета достигло иск-во керамики, претворявшее в художеств, образы естественную красоту природных форм (мастерские Сэто, Тамба, Сигараки, Ига, Бизэн и др.).

В кон. 16 - нач. 17 вв. стиль япон. зодчества утратил своё единство. Под воздействием португ. архитектуры в оборонит, целях был возведён ряд грандиозных замков, сочетающих циклопич. кладку цоколя с традиц. деревянным верхом (Адзутидзё, 1576; Осакадзё, 1583; Химэдзидзё, 1601-1609). Просторные сумрачные интерьеры этих сооружений, а также дворцов украшались резьбой по дереву, многоцветными росписями с обилием золота [Замок Нидзё, дворец Фусими (ныне монастырь Нисихонгандзи) - оба нач. 17 в.]. Стремление к пышяости выразилось и в создании торжеств, храмов-усыпальниц, обильно украшенных резьбой, позолотой, росписями (мавзолей сегунов Токугава в Никко, нач. 17 в.).

Благодаря распространению культа "чая (с 15 в.) сложилась архитектура иного типа; в глубине садов возникали подчёркнуто простые павильоны для чайных церемоний - полухрамы-полухижины, утверждающие красоту и ценность обыденных вещей, естеств. природы. Взаимодействие дома и сада здесь стало особенно интимным. В эстетич. принцип была возведена "патина вещей", ощущение их давности. Эстетика чайного павильона с его лёгкостью, органич. приобщённостью к миру природы, открытостью конструкций оказала существенное воздействие на стиль всего последующего жилого зодчества Я. (наиболее совершенное воплощение она нашла в ансамбле имп. загородной виллы Кацура близ Киото, 1625).

Чайные церемонии стимулировали и дальнейшее развитие керамики. Расцвело произ-во фарфора с центрами в Кутани, Арита и др.

С жизнью новой столицы Эдо (Токио) было связано творчество живописца и мастера художеств, лаков Корин Огата, а также целой плеяды мастеров демократич. гравюры на дереве (Укийё-э; Моронобу Хасикава, Масанобу Окумура и др.), обратившихся к показу труда и быта горожан. Ранняя техника монохромной, подкрашенной от руки гравюры сменилась более сложными приёмами, многоцветной печатью с неск. досок и т. д. Усложнилось и само отношение художников-гравёров к миру, отмеченное нежным лиризмом (женские образы Харунобу Судзуки, Утамаро Китагава, Сюнсё Кацукава) или интересом к напряжённо-психологич. решениям (театр, образы Дзюробэя Сяраку и Тоёкуни Утагава). Новую страницу в япон. гравюре открыло творчество Кацусика Хокусай и Хиросигэ Андо, обращавшихся преим. к жанровым и возвышенно-эпич. пейзажным композициям.

В живописи 18 - нач. 19 вв., отмеченной чертами упадка, заметно стремление сблизить европ. и нац. манеры (школа Маруяма - Сидзё). Жанр пейзажа возродился в творчестве художников направления нанга или бундзинга (Тайга Икэ, Бусон Ёса, писавшие прозрачные, полные воздуха пейзажи тушью и красками).

Япон. гор. архитектура после вступления страны на путь капиталистич. развития в кон. 19 - нач. 20 вв. характеризуется эклектич. смешением нац. и старых европ. стилей, однако с нач. 1920-х гг. значит, распространение получили и идеи европ. рационализма (арх. Мамору Ямада и др.).

В живописи рубежа 19-20 вв. сложилось два направления - традиционное "нихонга" и европ. "era". Ряд мастеров традиц. стиля (Тэссай Томиока, Тайкан Ёкояма и др.) продолжали развивать принципы ср.-век. декоративной пейзажной живописи. Творчество обучавшихся за границей мастеров масляной живописи Сотаро Ясуи, Рюйдзабуро Умэхара, Сэйки Курода и др. формировалось под влиянием импрессионизма, постимпрессионизма и фовизма. С 1920-30-х гг. всё большее влияние на изобразит, иск-во Я. оказывали кубизм, сюрреализм и др. модернистские течения.

Воздействие Великой Октябрьской социалистич. революции проявилось в Я., в частности, и в зарождении нового социально-заострённого по своей проблематике и реалистич. по форме иск-ва. В 1925 образовалась Лига деятелей пролет, иск-ва и лит-ры, а в 1929 - Япон. союз пролет, художников. Большим духовным подъёмом проникнуто творчество живописцев Томоэ, Ябэ, Гэндзи, Оцуки, Токи Окамото и графиков Масаму Янасэ, Кэндзи Судзуки, героями произв. к-рых стали рабочие. В 1930-х гг. все прогрессивные художеств, организации были запрещены; в иск-ве получили распространение черты шовинизма или пассивного следования ср.-век. традициям.

После поражения во 2-й мировой войне 1939-45 и крушения милитаристского режима в Я. интенсивно развиваются архитектура, графика и декоративные иск-ва. В архитектуре на новой основе возродился интерес к традициям нац. зодчества. Лёгкие каркасные конструкции, архит. формы, активно взаимодействующие с окружающим пространством, совмещаются с использованием новейших материалов и строит, приёмов (арх. Кунио Маёкава, Кэндзо Тангэ и др.). С кон. 1950-х гг. усиливаются поиски синтеза архит., скульпт. и живописных форм, интенсивнее используются пластич. и декоративные возможности бетона, дерева, шире применяются мозаика и росписи. Однако несмотря на высокий технич. и эстетич. уровень совр. стр-ва в япон. совр. архитектуре отсутствует единая градостроит. программа; нехватка земли, особые сейсмич. условия, массовая застройка 1-этажными частными домами затрудняют реконструкцию городов.

Для совр. живописи характерно обилие разнородных направлений и школ. В ней противоречиво сочетаются демократич. тенденции, тяга к архаизации (Сери Аран) и следование авангардистским зап.-европ. и амер. течениям (Ивами Фурудзава, Сэйдзи Того, Таро Окамато и др.). Ряд мастеров (Сэйсон Маэда, Хигасияма Кайи и др.) умело совмещают традиц. декоративность, поэтич. сказочность с совр. мироощущением. Гражданств, пафос, высокое реалистич. мастерство свойственны монументальным панно Тосико Акамацу и Йри Маруки, а также работам Мита Гэндзиро и Макото Сакураи.

Скульптура является наименее связанным с традицией видом совр. япон. иск-ва. Большинство совр. скульпторов, получивших образование в Европе, следует различным зарубежным течениям (Сигэру Узки, Томонори Тойофуку и др.). К произведениям, отражающим подъём послевоен. демократии, движения, принадлежат работы Сэйбо Китамура, Кадзуо Кикути и др.

Графика, наиболее демократич. и массовый вид совр. япон. иск-ва, от полного разрыва с традицией (в 1920-е гг.) пришла к органич. соединению нац. специфики с совр. видением мира. В отличие от прошлых эпох, в япон. графике 20 в. работу художника, резчика и печатника выполняет один мастер. Произв. Тадасигэ Оно, Макото Уэно, Дзюньитиро Сэкино, Такидайра Дзиро, Хирохару Нии объединены интересом к судьбам простого человека, природе Я. Работающие в разных манерах Сэмпан Маэкава, Харацка Уньити, Онти Косиро, Сико Мунаката стремятся органически сочетать в своих произв. европ. и нац. традиции.

Илл. см. на вклейках-к стр. 561 и табл. XXXIV-XXXVII (стр. 544-545).

Лит.: Всеобщая история искусств, т. 1, 2 (кн. 2), 6(кн. 1), М., 1956 - 65; Всеобщая история архитектуры, т. 1, 9, 11, М., 1970-73; Японская гравюра, М., 1963; Николаева Н. С., Современное искусство Японии. Краткий очерк, М., 1968; е ё ж е, Декоративное искусство Японии, М., 1972; Федоренко Н. Т., Краски времени. Черты японского искусства, М., 1972; Коломиец А. С., Современная гравюра Японии и её мастера, М., 1974; Kultermann U., Neues Bauen in Japan, В., 1960; Paine R. Т., S о р е г A., The art and architecture of Japan, 2 ed., Edinburgh - L., 1974; N e w m a n A. R., R yerson E., Japanese art, L., 1966.

Н. А. Виноградова.

0