ЮMOP (англ, humour - нрав, настроение, от лат. humor - жидкость: согласно антич. учению о соотношении четырёх телесных жидкостей, определяющем четыре темперамента, или характера), особый вид комического; отношение сознания к объекту, к отд. явлениям и к миру в целом, сочетающее внешне комич. трактовку с внутр. серьёзностью. В согласии с этимологией слова, Ю. заведомо "своенравен", "субъективен", личностно обусловлен, отмечен отпечатком "странного" умонастроения самого "юмориста". В отличие от собственно комич. трактовки, Ю., рефлектируя, настраивает на более вдумчивое, серьёзное отношение к предмету смеха, на постижение его правды, несмотря на смешные странности,- в этом Ю. противоположен осмеивающим, разрушит, видам смеха.
В целом Ю. стремится к сложной, как сама жизнь оценке, свободной от односторонностей общепринятых стереотипов. На более глубоком (серьёзном) уровне Ю. открывает за ничтожным возвышенное, за безумным мудрость, за своенравным подлинную природу вещей, за смешным грустное - "сквозь видный миру смех... незримые ему слезы" (по словам Н. В. Гоголя). Жан Поль, первый теоретик Ю., уподобляет его птице, к-рая летит к небу вверх хвостом, никогда не теряя из виду землю,- образ, материализующий оба аспекта Ю.
В зависимости от эмоцион. тона и культурного уровня Ю. может быть добродушным, жестоким, дружеским, грубым, печальным, трогательным и т. п. "Текучая" природа Ю. обнаруживает чпротеическую" (Жан Поль) способность принимать любые формы, отвечающие умонастроению любой эпохи, её ист. "нраву", и выражается также в способности сочетаться с любыми иными видами смеха: переходные разновидности Ю. иронического, остроумного, сатирического, забавного. Сопоставление с осн. видами комического многое уясняет в существе и своеобразии чистого Ю.
С иронией, не менее сложным видом комического, Ю. сходен и по составу элементов, и по их противоположности, но отличается "правилами" комич. игры, а также целью, эффектом. В иронии смешное скрывается под маской серьёзности - с преобладанием отрицат. (насмешливого) отношения к предмету; в Ю. серьёзное - под маской смешного, обычно с преобладанием положит, ("смеющегося") отношения. Сложность иронии, т. о., лишь формальная, её серьёзность - мнимая, её природа - чисто артистическая; напротив, сложность Ю. содержательная, его серьёзность - подлинная, его природа - даже в игре - скорее "философическая", мировоззренческая. Ю. нередко "играет" на двух равно действит. аспектах человеческой натуры - физическом и духовном. Различен поэтому эффект иронии и Ю., когда игра закончена и обнажается внутр. аспект, подлинная цель игры: ирония, порой близкая смеху язвительному, задевает, ранит, оскорбляет сугубо - не только открывшимся неприглядным содержанием, но и самой формой игры; тогда как Ю. в конечном счёте заступается за свой предмет, а его смехом иногда, напр, в "дружеском" Ю., "стыдливо" прикрывается восхищение, даже прославление. Колоритом Ю. художники нового времени часто пользуются - во избежание ходульности или односторонности - для изображения наиболее благородных героев, а также идеальных натур "простых людей", национально или социально характерных (В. Скотт и др.).
Не менее показательно сопоставление Ю. с остроумием (остротой), с комическим в интеллектуальной сфере. Остроумие основано на игре слов, понятий, фактов, по сути своей далёких, но по ассоциации -либо по словесному звучанию сближенных. В Ю. же, напротив, за внешним, самим по себе комичным, интуитивно постигается внутреннее того же самого предмета,- за чувственным, зримым - духовное, умопостигаемое. Например, в романе Сервантеса долговязый, тощий Дон Кихот, мчащийся на костлявом Россинанте, а за ним на осле коренастый, толстопузый Санчо, каждый образ в обоих аспектах сам по себе, - и как взаимно связанная, целостная "донкихотская" пара,- и как странствующая ("за идеалом") пара на фоне косной, "неподвижной" действительности Испании: во всех этих планах та же ситуация непрактичного духа и бездуховной практики. Остроумие стилистически часто вырастает из сравнения (сопоставления различного), а Ю.- из метафоры, нередко даже "реализованной метафоры" (материализация духовного).
Отношение Ю. к сатире определяется уже тем, что источником сатирич. смеха служат пороки, недостатки как таковые, а Ю. исходит из той истины, что наши недостатки и слабости - это чаще всего продолжение, утрировка или изнанка наших же личных достоинств. Сатира, открыто разоблачая объект, откровенна в своих целях, тенденциозна, тогда как серьёзная цель Ю., глубже залегая в структуре образа, более или менее скрыта за смеховым аспектом. Бескомпромиссно требоват. позиция сатирика ставит его во внешнее, отчуждённое, враждебное положение к объекту; более интимное, внутренне близкое отношение юмориста (к-рый "входит в положение" предмета его смеха) тяготеет к снисходительности, вплоть до резиньяции - перед природой вещей, перед необходимостью. Но именно великим сатирикам (Дж. Свифт, М. Е. Салтыков-Щедрин), пребывающим в глубоком, нередко близком к трагизму, разладе с жизнью, часто свойственно причудливо перемешивать гневную серьёзность с абсурдно игровым, как бы шутливо незначительным (персонаж с "фаршированной головой" у Салтыкова-Щедрина): восстанавливающая бодрость "анестезия" смехом и игрой, некое "ряжение" сатиры под забавный Ю.
Исторически Ю. выступает как личностный преемник безличного древнейшего типа комического - всенародного обрядно-игрового и праздничного смеха. Жизнь преломляется в Ю. через "личное усмотрение", центробежно ("эксцентрично") уклоняясь от офиц. стереотипов представлений и поведения. Сфера Ю., в отличие от архаич. смеха,- это личностное начало в субъекте смеха, предмете смеха, критериях оценки. Если коллективное празднество поглощает, уподобляет каждого всем, интегрирует (клич карнавала: "делайте, как мы, как все"), то Ю. дифференцирует, выделяет "я" из всех, даже когда оригинал-"чудак" (напр., Дон Кихот) подвизается для всех, вплоть до самопожертвования ради всех. В Ю. "мнение" перестаёт быть мнимым, недействительным, ненастоящим взглядом на вещи, каким оно представляется сознанию безличному (традиционно-патриархальному), и, напротив, выступает единственно живой, единственно реальней и убедит, формой собственного (самостоятельного) постижения жизни человеком. Трактуя вещи серьёзно, но аргументируя комически, "своенравно", апеллируя не отдельно к разуму или чувству, а к целостному сознанию, Ю. как бы исходит из того постулата, что в отвлечённой от субъекта, в безличной форме убеждение никого не убеждает: идея без "лица" не живёт, "не доходит", не эффективна. Личностной природой Ю. объясняется то, что, в отличие от др. форм комического, теоретич. разработка к-рых восходит ещё к древнему Востоку и античности, Ю. привлёк внимание эстетиков поздно - с 18 в. Но с тех пор исследования Ю. появляются одно за другим - Ю. почти заслонил для нас прочие виды смешного. Общепризнанная "родина" Ю.- Англия, страна классич. развития бурж.-либер. мысли, но также классическая со времён пуританства страна cant'a (англ.- лицемерие, ханжество, пошлое в общепринятых стереотипах приличий), как и страна наиболее яркой многовековой борьбы (в характерно англ, "эксцентричной" форме) с cant'ом, с тиранией обществ, мнения.
Для культур до нового времени Ю., как правило, не характерен и встречается, знаменуя формирование личности, лишь на периферии морального и религ. сознания как оппозиция - нигилистич., иррационалистич., мистич. или шутовская - господствующим канонам; антич. анекдоты о киниках (особенно о Диогене - "взбесившемся Сократе"), позднесредневек. легенды "о нищих духом", "безумно мудрые" выходки юродивых в Др. Руси, поэзия деклассированных кругов (лирика Ф. Вийона). Первые лит. образцы универсального смеха, близкого Ю., принадлежат эпохе Возрождения - в связи с "открытием человека и мира", новым пониманием личности и природы, причём генетич. связь с архаич. смехом в них ещё достаточно наглядна ("Похвала Глупости" Эразма Роттердамского, "Гаргантюа и Пантагрюэль" Ф. Рабле, комедии У. Шекспира, образ Фальстафа и "фальстафовский фон" его ист. драм). Б. Джонсон одним из первых вводит в лит. обиход слово "Ю." - правда, ещё в сатирич. смысле "порочных односторонностей" характера: комедии "Всяк со своей причудой" ("своим Ю.") (1598) и "Всяк вне своих причуд" ("своего Ю.") (1599). Первый законченный образец Ю.- "Дон Кихот" Сервантеса, непревзойдённый идеал и отправная точка для последующей эволюции Ю. в лит-pax нового времени.
Отстаивание "естественных" личных прав и "поэтизация прозы" частной жизни в век Просвещения ознаменованы расцветом Ю., прежде всего - в англ, лит-ре ("семейный роман" - Г. Филдинг, О. Голдсмит, Т. Смоллетт; проза Л. Стерна - вершина Ю. в лит-ре 18 в.). Во франц. лит-ре возможности Ю. обнаруживает "филос." роман (Вольтер, "Жакфаталист" Д. Дидро). Высшие образцы Ю. в нем. лит-ре 18 в.- идиллия "Герман и Доротея" И. В. Гёте и особенно его роман "Годы учения Вильгельма Майстера", затем романы Жана Поля - "немецкого Стерна". Своеобразной разновидностью субъективного Ю. оказывается романтич. ирония, нашедшая художеств, воплощение у Л. Тика, И. Эйхендорфа, А. Шамиссо, но полнее и поэтичнее всего в двойном плане повествования Э. Т. А. Гофмана. Наиболее влиятельным оказался и в 19 в. Ю. англ, романа. Величайший мастер Ю. (но также великий сатирик) Ч. Диккенс начал с "Посмертных записок Пиквикского клуба", наиболее значительного в европ. лит-pax подражания Сервантесу, но методом образотворчества в целом чаще продолжал англ, традицию эксцентрич. образов Л. Стерна, придав Ю. более социально заострённый смысл.
Многочисленны разновидности Ю. в лит-ре 20 в.- от традиционных, восходящих к лит-ре Возрождения и национально характерных (санчопансовский образ "бравого солдата Швейка" Я. Гашека, раблезианский "Кола Брюньон" Р. Роллана) - до "авангардистских" (в дадаизме, сюрреализме, или "комедии абсурда").
В рус. лит-ре 19 в. многообразен и в высшей степени самобытен юмор Гоголя (от народно-праздничного смеха "Вечеров на хуторе..." и "героич." Ю. "Тараса Бульбы" до причудливого гротеска "Носа", идиллич. Ю. "Старосветских помещиков" и грустного Ю. "Шинели"). Ю. в самых различных функциях и оттенках присущ Ф. М. Достоевскому, А. Н. Островскому. Ю. пронизаны рассказы и пьесы А. П. Чехова. Замечат. образцы различных видов Ю. в советской лит-ре - у И. Э. Бабеля, М. М. Зощенко,
М. А. Булгакова, М. А. Шолохова, А. Т. Твардовского, В. М. Шукшина. Лит.: П р о п п В. Я., Проблемы комизма и смеха, М., 1976; Banns en J., Das Tragische als Weltgesetz und der Humor als asthetische Gestalt des Metaphysischen, Lau-enburg, 1877; H off ding H., Humor als Lebensgefuhl, 2 Aufl., Lpz., 1930; P r e is e n d a n z W., Humor als dichterische Einbildungskraft, Munch., [1963]. См. также лит. при ст. Комическое. Л. Е. Пинский.
ЮМОРЕСКА (нем. Humoreske, от Humor - юмор), 1) муз. пьеса шутливого, иногда лирич. характера. В фп. музыке этот тип пьесы ввёл Р. Шуман (соч. 20); образцы Ю. для фп.- у Э. Грига, А. Дворжака, П. И. Чайковского, С. В. Рахманинова, Р. К. Щедрина, для камерного оркестра - у О. Тактакишвили. 2) В литературе - юмористич. миниатюра в прозе или стихах (напр., "Стихи о разнице вкусов" В. В. Маяковского).
"ЮНАЙТЕД АФРИКА", назв. "ЮАК интернэшонал" до 1973.
"ЮНАЙТЕД БРЭНДС" (United Brands), пищевая монополия США. Образована в 1970 в результате объединения "Юнайтед фрут" и АМК". В 1976 объём продаж - 2,3 млрд. долл. (св. 65% - мясопродукты и ок. 30% - бананы); чистая прибыль - 16,3 млн. долл., число занятых - 50 тыс. чел.
ЮНАЙТЕД ПРЕСС ИНТЕРНЭШОНАЛ (ЮПИ; United Press International, UPI), одно из крупнейших информац. агентств США. Создано в 1958. Штаб-квартира в Нью-Йорке. Контрольный пакет акций принадлежит "Скриппс компани оф Цинциннати". Распространяемая ЮПИ информация по своему содержанию отвечает интересам правящих кругов США. Материалами ЮПИ пользуются св. 1 тыс. газет и 3 тыс. радиостанций в США, а также многие зарубежные информац. агентства.
"ЮНАЙТЕД СТЕЙТС НЬЮС ЭНД УОРЛД РИП0РТ" ("United States News and World Report" - "Новости Соединённых Штатов и всемирное обозрение"), еженедельный политико-экономич. журнал в США. Осн. в 1933, издаётся в Вашингтоне компанией "Юнайтед Стейтс ньюс энд уорлд рипорт инкорпорейтед", акциями к-рой владеет, в частности, семейство Рокфеллеров. Публикации журнала нередко отражают взгляды наиболее реакц. части правящих кругов США. Тираж (1977) св. 1,5 млн. экз.
"ЮНАЙТЕД СТЕЙТС СТИЛ" (United States Steel), металлургич. компания США; см. в ст. Чёрной металлургии монополии.
"ЮНАЙТЕД СТИЛ" (United Steel), англ, металлургич. компания. Осн. в 1818. До 1967 - крупнейший трест чёрной металлургии в стране; затем национализирована и вошла в состав гос. компании "Бритиш стил" (см. в ст. Чёрной металлургии монополии).
"ЮНАЙТЕД ФРУТ" (United Fruit), крупнейшая фруктовая компания США, известная также под назв. "Банановый трест". Осн. в 1899 путём слияния ряда торговых и плантац. компаний; в 1970 приобрела крупную компанию мясной пром-сти "АМК", в результате образовалась пищевая монополия "Юнайтед брэндс". В сер. 50-х гг. "Ю. ф." имела плантации бананов в Коста-Рике, Гватемале, Гондурасе, Панаме, Доминиканской Республике, Экуадоре, на Ямайке; в большинстве этих стран владела также ж.-д. и трамвайными линиями, радиостанциями, контролировала мор. порты и внешнеторг. перевозки. Сосредоточив ок. 90% экспорта бананов из стран-поставщиков, контролировала 75% мирового рынка бананов. Вследствие национализации части её плантаций в нек-рых странах в нач. 70-х гг. доля "Ю. ф." в мировом экспорте бананов снизилась до 35%. Выступая в качестве отделения "Юнайтед брэндс", "Ю. ф." остаётся крупнейшим поставщиком бананов. Ей принадлежит 22% (1974) всей площади под плантациями бананов в мире, в т. ч. в Панаме - 100%, Гондурасе - св. 50% , Коста-Рике - 33%; имеет широкую сеть по торговле бананами в промышленно развитых странах. И. А. Агаянц.
"ЮНАЙТЕД ЗРКРАФТ" (United Aircraft), авиастроит. компания США, с 1975 - "Юнайтед текнолоджис". См. в ст. Авиа- и ракетостроителъные монополии.
ЮНГ (Jung) Герман (1830 - 3.9.1901, Лондон), швейцарский часовщик, деятель междунар. рабочего движения. Участник Революции 1848-49 в Германии, после её поражения эмигрировал в Лондон. Чл. Ген. совета 1-го Интернационала (1864-72), секретарь-корреспондент для Швейцарии. Пред, ряда конгрессов и Лондонской конференции (1871) Интернационала. Придерживался линии рево-люционно-пролет. крыла, возглавлявшегося К. Марксом, однако осенью 1872 примкнул к реформистскому крылу Брит, федерации, к-рое выступило против решений Гаагского конгресса (сект. 1872). В 1876 Ю.- один из инициаторов попыток восстановления Интернационала на реформистской основе. Позднее участвовал в тред-юнионистском движении.
ЮНГ (Jung) Карл Густав (26.7.1875, Кесвиль, близ Базеля,- 6.6.1961, Кюснахт, Цюрих), швейцарский психолог и психиатр, основатель одного из направлений глубинной психологии - "аналитической психологии". В 1900-х гг. сотрудник Э. Блейлера в Цюрихе, разработал технику свободных ассоциаций, превратив её в один из осн. методов психиатрич. исследования. В 1907-12 один из ближайших сотрудников 3. Фрейда, первый пред. Междунар. психоаналитич. об-ва (1911-14). Пересмотр Ю. осн. положений психоанализа (трактовка либидо как психич. энергии вообще, отрицание сексуальной этиологии неврозов, понимание психики как замкнутой автономной системы, функционирующей по принципу компенсации, и др.) привёл к его разрыву с Фрейдом.
В работе "Метаморфозы и символы либидо" (1912) исследовал спонтанное появление фольклорных и мифологич. мотивов в снах пациентов. Исходя из этого, постулировал существование в психике человека, помимо индивидуального бессознательного, более глубокого слоя- коллективного бессознательного, к-рое, по Ю., есть отражение опыта прежних поколений, запечатлевшееся в структурах мозга. Содержание его составляют общечеловеческие первообразы - архетипы (напр., образ матери-земли, героя, мудрого старца, демона и т. п.), динамика к-рых лежит в основе мифов, символики художеств, творчества, сновидений и т. д. Архетипы недоступны непосредств. восприятию и осознаются через их проекцию на внеш. объекты. Центр, роль среди архетипов Ю. отводил архетипу "самости" (das Selbst) как потенциальному центру личности в отличие от "Эго" ("Я") как центра сознания. Интеграция содержаний коллективного бессознательного - цель процесса становления личности (самореализации, индивидуации). Осн. задача психотерапии - восстановление нарушенных связей между различными уровнями психики; в традиц. культурах динамич. равновесие между ними осуществляется, по Ю., с помощью мифов, обрядов, ритуалов как средств активизации архетипов. В целом в трактовке природы архетипов и коллективного подсознательного позитивистские идеи переплетаются у Ю. с метафизич. представлениями о психике как некой безличной субстанции и т. п., граничащими с оккультизмом.
Ю. разработал типологию характеров ("Психологические типы", 1921, рус. пер. 1924), в основе к-рой лежит выделение доминирующей психич. функции (мышление, чувство, интуиция, ощущение) и преобладающей направленности на внеш. или внутр. мир (экстравертивный и интровертивный типы). Оказал большое влияние на сравнит, изучение религий, мифологии, фольклора (К. Кереньи, М. Элиаде и др.; междунар. ежегодник по проблемам культуры "Eranos-jahrbuch", изд. с 1933 в Цюрихе), а также эстетику и лит.-художеств. критику (Г. Рид, Великобритания, и др.). В 1948 был создан Ин-т Ю. в Цюрихе, в 1958 - Междунар. об-во аналитич. психологии (с 1955 - журн. "Journal of Analytical Psychology" в Лондоне).
Соч.: Gesammelte Werke, 17 Bd, Z.- Stuttg., 1958 - ; Posthume Autobiographie, 4 Aufl,, 2., 1967; в рус. пер. - Психоз и его содержание, СПБ, 1909.
Лит.: Аверинцев С. С., "Аналитическая психология" К. Г. Юнга и закономер. ности творческой фантазии, "Вопросы литературы", 1970, №3; Fordham F., An introduction to Jung's psychology, L., [1953]; Jacobi J., Die Psychologie von C. G. Jung, 5 Aufl.,Z.-Stuttg., 1967; Meier C. A., Experiment und Symbol. Arbeiten zur komplexen Psychologie C. G. Jungs, Z., 1975.
Д. H. Ляликов.
ЮНГ, Ян г (Young) Томас (13.6.1773, Милвертон, графство Сомерсет,- 10.5. 1829, Лондон), английский физик, врач и астроном, один из создателей волновой теории света. Чл. Лондонского королев, об-ва (1794), с 1802-29 его секретарь. Обладая разносторонними способностями и интересами, Ю. уже в 8-летнем возрасте занимался геодезией и математикой, с 9 лет изучал языки (в т. ч. лат., греч., евр., араб.), историю, ботанику. Изучал медицину в Лондоне и Эдинбурге, учился в Гёттингенском ун-те, где слушал лекции Г. К. Лихтенберга. В 1801-03 проф. Королев, ин-та в Лондоне. С 1811 и до конца жизни работал врачом в больнице св. Георгия в Лондоне. Одновременно с 1818 секретарь Бюро долгот и редактор "Nautical Almanac".
Науч. интересы Ю. весьма разнообразны, наиболее важные направления его работ - оптика, механика, физиология зрения, филология. В 1793 в работе "Наблюдения над процессом зрения" указал, что аккомодация глаза обусловлена изменением кривизны хрусталика. Оптич. наблюдения привели Ю. к мысли, что господствовавшая в то время корпускулярная теория света неверна, и он высказался в пользу волновой теории. Его идеи вызвали возражения англ, учёных, и под их влиянием Ю. отказался от своего мнения. Однако в 1800 в трактате по оптике и акустикечОпыты и проблемы по звуку и свету " Ю. вновь пришёл к волновой теории света и впервые рассмотрел проблему суперпозиции волн; дальнейшим развитием этой проблемы явилось открытие Ю. принципа интерференции (термин введён Ю. в 1802). В докладе "Теория света и цветов", прочитанном Ю. Королев, об-ву в 1801 (опубл. 1802), он дал объяснение Ньютона колец на основе интерференции и описал первые опыты по определению длин волн света. В 1303 в работе "Опыты и исчисления, относящиеся к физической оптике" (опубл. 1804) рассмотрел явления дифракции. После классич. исследований О. Френеля по интерференции поляризованного света Ю. высказал гипотезу о поперечности световых колебаний. Он разработал также теорию цветного зрения, основанную на предположении о существовании в сетчатой оболочке глаза трёх родов чувствит. волокон, реагирующих на три осн. цвета. В 1807 и 2-томном труде "Курс лекций тто натуральной философии и механическому искусству" Ю. обобщил результаты своих теоретич. и эксперимент, работ по физич. оптике (термин ввёл Ю.) и изложил свои исследования по деформации сдвига, ввёл числовую характеристику упругости при растяжении и сжатии - т. н. модуль Юнга. Он впервые рассмотрел механич. работу как величину, пропорциональную энергии (термин ввёл Ю.), под к-рой понимал величину, пропорциональную массе и квадрату скорости тела.
Ю. написал ок. 60 глав для приложения к "Британской энциклопедии". Он занимался расшифровкой егип. иероглифов (определил значение нек-рых знаков Ро-зеттского камня), был хорошим музыкантом, знатоком живописи.
Соч.: Miscellaneous works, v. 1 - 3, L., 1855.
Лит.: Араго Ф., Биографии знаменитых астрономов, физиков и геометров, пер. с франц., т. 2. СПБ, 1860; Wood A., Thomas Young natural philosopher, 1773-1829, Camb., 1954 (лит.).
ЮНГ, Янг (Young) Чарлз Огастес (15.12.1834, Хановер, шт. Нью-Хэмпшир,- 3.1.1908, там же), американский астроном, чл. Нац. АН в Вашингтоне (с 1872). В 1877-1905 проф. Принстонского ун-та. Занимался гл. обр. изучением Солнца. Установил газообразную природу солнечной короны и открыл зелёную линию в её спектре. Впервые наблюдал спектр вспышки. Ю. принадлежат спектральные исследования хромосферы, протуберанцев и солнечных пятен. Соч. в рус. пер.: Солнце, СПБ, 1914.
ЮНГ, Янг (Young) Эдуард (крещён 3.7.1683, Апем, близ Уинчестера,- 5.4.1765, Уэлин, Хартфордшир), английский поэт. Получил юридич. образование в Оксфордском ун-те. В раннем творчестве придерживался принципов классицизма, исчерпанность к-рых раскрыл в трактате "Мысли об оригинальном творчестве" (1759). Лит. славу принесла Ю. религ.-дидактич. поэма в 9 кн. "Жалоба, или Ночные размышления о жизни, смерти и бессмертии" (1742-45), написанная белым стихом и содержащая скорбные размышления о горестях и бренности жизни, суетности и тщете человеческих стремлений. Классич. образец лит-ры сентиментализма, поэма положила начало т. н. кладбищенской поэзии.
Соч.: The complete works, v. 1 - 2, L., 1854; в рус. пер.- Плач..., [пер. А. М. Кутузова], 3 изд., ч. 1 - 2, СПБ, 1812; Мысли об оригинальном сочинении, СПБ, 1812.
Лит.: Левин Ю. Д., Английская поэзия и литература русского сентиментализма, в сб.: От классицизма к романтизму, Л., 1970; Cordasco F., E. Young: a handlist of critical notices and studies, N. Y., 1950.
ЮНГА МОДУЛЬ, модуль продольной упругости, один из модулей упругости, характеризующий способность материала сопротивляться растяжению: Е = о/Е, где а - нормальное напряжение, возникающее при растяжении, Е - относит, удлинение, вызванное этим напряжением. Введён Т. Юнгом в 1807.
ЮНГА ПЛАН, второй репарационный план для Германии, заменивший Дауэса план. Разработан к-том финанс. экспертов ряда стран во глаце с амер. банкиром О. Юнгом (О. Young), принят на Гаагской конференции по репарациям 1929-30 (с нек-рыми изменениями). Появление Ю. п. в значит, степени диктовалось интересами частных, прежде всего амер. кредиторов Германки, платёжеспособность к-рой подрывали огромные репарации; новый план сохранял антисов. характер, присущий плану Дауэса. План предусматривал нек-рое снижение размера годовых платежей (в среднем до 2 млрд. марок), отмену репарац. налога на пром-сть и сокращение обложения транспорта, ликвидацию иностр. контрольных органов. Одним из важнейших следствий принятия Ю. п. был досрочный вывод оккупац. войск из Рейнской обл. На практике Ю. п. выполнялся лишь до июля 1931 (официально отменён в 1932). Однако его тяготы были использованы реакц. силами Германии для разжигания в народе шовинистич. настроений.
Публ.: План Юнга и Гаагская конференция 1929 - 1930 гг. Документы и материалы, М.- Л., 1931.
ЮНГАН (Ljungan), река в ср. части Швеции. Дл. 350 км, пл. басе. 12,9 тыс. км2. Берёт начало в Скандинавских горах (на вост. склонах), пересекает Ю. Норландского плоскогорья, протекая через ряд озёр и образуя многочисл. пороги и водопады. Впадает в Ботнич. зал. Балт. м. Питание в основном снеговое, ср. расход воды 140 м3/сек. Замерзает на 6-7 мес. Сплав леса. ГЭС (общей мощностью св. 200 Мвт).
ЮНГЕР (Junger) Эрнст (р. 29.3. 1895, Гейдельберг), немецкий писатель и мыслитель (ФРГ). Офицер в 1-ю мировую войну 1914-18, Ю. получил широкую известность как автор дневника "В стальных грозах" (1920). Изображая ужасы войны, Ю. в то же время утверждает её как возможность "глубочайшего жизненного переживания". В пессимистич. социальной утопии Ю. "Рабочий. Господство и облик" (1932) изображается общество "технич. империализма": согласно Ю., прообраз грядущего человека - "рабочий-солдат", характеризующийся отказом от "бурж.-романтич. индивидуальности" и полным господством над собой, включая преодоление любой боли вплоть до абс. бесчувственности. В 1933 Ю. отказался вступить в реорганизованную фашистами Прусскую академию иск-в. В романе "На мраморных утёсах" (1939) в завуалированной и двусмысленной форме критиковал нацистскую диктатуру. После 1945 опубл. дневники воен. лет, издал утопич. роман "Гелиополис", неск. сб-ков эссе и др. соч., в к-рых с индивидуалистич. позиций критиковал совр. общество "технич. цивилизации".
С о ч.: Werke, Bd 1 - 10, Stuttg., 1960 - 65; Die Zwille, Stuttg., 1973.
Лит.: Карельский А. В., Станции Э. Юнгера, "Иностранная литература", 1964, МЬ 4; Paetel К. О., Е. Junger in Selbstzeugnissen und Bilddokumenten, Reinbek bei Hamb., 1962 (лит.); S с h w а г z H.-P., Der konservative Anarchist, Freiburg, 1962; В a u m e r F., E. Junger, В., 1967.
А. В. Михайлов.
ЮНГЕРМАННИЕВЫЕ, подкласс печёночных мхов. См. Мхи.
ЮНГМАН (Jungmann) Йосеф (16.7.1773, Гудлице, близ Бероуна,- 14.11.1847, Прага), чешский филолог, поэт, переводчик. Окончил Пражский ун-т (1799). Печататься начал как поэт в 1795. Труды Ю. "Чсшско-немецкий словарь" (т. 1-5, 1835-39), библиография "История чешской литературы" (1825) и хрестоматия чеш. лит-ры "Словесность" (1820) сыграли видную роль в развитии чеш. культуры периода Нац. возрождения. Был сторонником культурного сближения слав, народов, отстаивал идеи чеш.-рус. связей. Оощественно-политич. воззрения Ю. изложил в мемуарных "Записках" (1845, опубл. 1871). Переводил произв. зарубежной лит-ры.
Соч.: Boj о obrozeni naroda, Praha, 1948; Preklady, t. 1 - 2, Praha, 1958; Zapisky, Praha, 1973.
Лит.: Мыльников А. С., Йозеф Юнгман и его время_, М., 1973; Slovenske spisovne jazyky v dobe obrozeni, Praha, 1974.
ЮНГФРАУ (Jungfrau), горный массив в Швейцарии, в Бернских Альпах. Вые. до 4158 м (г. Юнгфрау). Сложен юрскими сланцами и гнейсами. Покрыт фирновыми полями, от к-рых спускаются ледники. До вые. 3450 м идёт узкоколейная ж. д. (частично - по туннелям). Туризм, альпинизм.
ЮНГХОЛЬЦ Карл Хансович (псевд,- Ноорлейн) (21.12.1878, Киви-Яр-ве,- 26.11.1925, Таллин), эстонский режиссёр, актёр, педагог. В 1901-05 руководил театр, кружком "Таара" в Тарту. В 1907-08 работал в театре "Ванемуйне", с 1909 - в театре "Эстония". Способствовал утверждению реализма в эст. сценич. иск-ве, созданию ансамбля исполнителей спектакля, постановке пьес общественно-значит. и социально-критич. репертуара (Г. Ибсен, Э. Вильде и др.). Лучшие пост.: "Отелло" (1910), "Король Лир" (1911), "Гамлет" (1913) Шекспира, "На хуторе Пюве" (1911, 1925), "Оборотень" (1915) Кицберга, "Эгмонт" Гёте (1912), "Вильгельм Телль" Шиллера (1921), "Неуловимое чудо" Вильде (1925) и др.
ЮНДИНХЭ, Xунхэ, река на В. Китая, прав, приток р. Байхэ (басе. р. Хайхэ). Дл. (от истока составляющей Ю. р. Санганьхэ) ок. 700 км, пл. басе. 48,5 тыс. км2. Течёт преим. по сев.-вост. части нагорья Шаньси, в низовьях - по Великой Китайской равнине, где русло Ю. (в прошлом неоднократно менявшей направление течения) обваловано для защиты от наводнений. Ср. расход воды ок. 45 м3/сек, летние паводки. В ущелье Гуаньтиншань, перед выходом Ю. на равнину,- гидроузел (плотина, водохранилище пл. ок. 220 км2, ГЭС), откуда осуществляется водо- и энергоснабжение Пекина. Используется для орошения. На равнине судоходна во время паводков.
ЮНЕСКО (UNESCO - сокр. от англ. United Nations Educational Scientific and Cultural Organization - Организация Объединённых Наций по вопросам образования, науки и культуры), см. Организация Объединённых Наций по вопросам образования, науки и культуры.
"ЮНИЛЕВЕР" (Unilever), англо-голл. монополия пищевой и мыловаренно-косметич. пром-сти; см. в ст. Пищевые монополии.
ЮНИОН (Union), город на С.-В. США, в шт. Нью-Джерси, к З.-С-З. от г. Элизабет, зап. пригород Нью-Йорка. 50 тыс. жит. (1975). Произ-во стекла, керамики, стройматериалов, металлоизделий. Осн. в 1-й пол. 18 в.
"ЮНИОН КАРБАЙД" (Union Carbide), хим. компания США; см. в ст. Химические монополии.
"ЮНИОН ШИМЙК БЕЛЬЖ", см. "ЮШБ".
ЮНИОНИСТЫ (англ. Unionists), 1) встречающееся в литературе назв. чл. Консервативной партии Великобритании (офиц. назв. партии - Нац. союз консервативных и юнионистских орг-ций, The National Union of Conservative and Unionist Associations); 2) распространённое назв. членов Юнионистской партии (The Unionist Party) и примыкающих к ней партий и групп в Сев. Ирландии (т. н. ольстерские Ю.).
ЮНИОН-СИТИ (Union City), город на С.-В. США, в шт. Нью-Джерси, на р. Гудзон, к С.от г. Джерси-Сити, зап. пригород Нью-Йорка. 55 тыс. жит. (1975). Химич., элсктротехнич. промышленность, производство парфюмерных товаров, галантереи.
ЮНКЕР Василий Васильевич [25.3(6.4). 1340, Мссква,- 1(13).2.1892, Петербург], русский исследователь Африки. Получил мед. образование в Дерпте и Гётткнгене. В 1873-75 путешествовал по Тунису, Алжиру, Ливии, Египту. Наибольшее значение имели путешествия в Центр. Африку в 1876-78 и в 1879-86, во время к-рых он детально исследовал басе. р. Бахр-эль-Газаль, водораздел Нил - Конго и басе. р. Уэле. Этногр. коллекция Ю. хранится в Музее антропологии и этнографии АН СССР (Ленинград).
Соч.: Reisen in Afrika. 1875 - 1886, Bd 1 - 3, W., 1889 - 91 [рус. сокр. изд.: Путешествия по Африке (1877 - 1878 и 1879-1886), М., 1949].
Лит.: Горнунг М. Б., Липец Ю. Г., Олейников И. Н., История открытия и исследования Африки, М., 1973.
ЮНКЕР (Junker) Герман (29.11.1877, Бендорф,- 9.1.1962, Вена), египтолог. Проф. Венского ун-та (с 1909). В 1929-38 директор Каирского отд. Нем. археологич. ин-та и проф. Каирского ун-та. Чл. Австр. (1919), Прусской (1922), Баварской (1932), Саксонской (1957) и др. академий наук. В 1910-12 руководил раскопками в Сев. Нубии, в 1912-29 (с перерывом) - в Гизе.
Соч.: Pyramidenzeit. Das Wesen der altagyptischen Religion, Einsiedeln, 1949; Giza, Bd 1-12, W.- Lpz., 1929-55.
ЮНКЕР (нем. Junker, букв.- молодой дворянин), дворянин, крупный землевладелец в Пруссии; в широком смысле - нем. крупный земельный собственник. См. Юнкерство.
ЮНКЕР, 1) в рус. армии 18 - 1-й пол. 19 вв. унтер-офицер из дворян, имевший право льготного (2-летнего и меньше) срока выслуги на 1-й офицерский чин в кавалерии, егерских и карабинерских полках (в пехотных и гренадерских полках - подпрапорщики). Ю. проходили подготовку в спец. школах. 2) С 1864 воспитанники воен. и юнкерских уч-щ в России.
ЮНКЕРС (Junkers) Гуго (3.2.1859, Рейдт,-3.2.1935, Гаутинг), немецкий авиаконструктор и промышленник. Учился в высших технич. уч-щах Бармена, Берлина, Карлсруэ и Ахена (окончил в 1883), специализируясь по теплотехнике. В 1895 основал в Дессау свой з-д газовой аппаратуры, на базе к-рого создал фирму "Юнкере" (1917). В 1897-1912 проф. Высшего технич. уч-ща в Ахене. С 1910 начал заниматься авиацией, получив патент на самолёт - летающее крыло; в 1912 построил аэродинамич. трубу. В 1915-16 выпустил первые в мире металлич. самолёты со свободнонесущими крыльями: стальной моноплан Ю-1, дюралевые бронированный биплан-штурмовик Ю-4 и истребитель Ю-9. В 1919 Ю. совм. с О. Рейтером создал первый цельнодюралевый пасс. 6-местный низкоплан Ю-13 (O-i3), получивший широкое применение "о мн. странах, в т. ч. в СССР. В дальнейшем фирма "Юнкере" строила спортивные и трансп. самолёты (С-38, Ю-90 и др.), с 1929 - также дизельные авиадвигатели. В нач. 30-х гг. фирма "Юнкере" перешла под контроль гос-ва и выпускала в основном воен. самолёты (напр., Ю-86, Ю-87, Ю-88) и двигатели. После 2-й мировой войны 1939-45 воен. комплекс Ю. был ликвидирован, а уцелевшие предприятия присоединили к концерну "Мессершмитт- Бельков-Блом".
Лит.: Клейбер Б., Самолеты Юнкер-са, Берлин, 1926. С. Я. Макаров.
ЮНКЕРСКИЙ МЯТЕЖ 1917 в Петрограде, контрреволюц. выступление юнкеров воен. уч-щ, являвшееся частью Керенского-Краснова мятежа 1917. Подготовкой Ю. м. руководил контрреволюц. "Комитет спасения родины и революции". Мятежники предполагали захватить гор. телефонную станцию, Петропавловскую крепость и Смольный, арестовать Сов. пр-во и руководителей большевистской партии. В ночь на 29 окт. (11 нояб.) красногвардейский патруль задержал одного из руководителей Ю. м.- эсера А. А. Брудерера с документами о подготовке восстания. Бывш. командующий войсками Петрогр. воен. округа полк. Г. П. Полковников объявил себя командующим т. н. "войсками спасения" и издал приказ войскам гарнизона, к-рым запрещалось исполнять приказы ВРК, предписывалось арестовать комиссаров, прислать представителей от всех воинских частей в Николаевское инж. уч-ще - Инж. замок, где находились руководители мятежа. Юнкера Николаевского инж. уч-ща захватили Михайловский манеж и угнали оттуда неск. броневиков, овладели гор. телефонной станцией, отключили Смольный, затем заняли гостиницу "Астория"; начали разоружать на улицах красногвардейцев и революц. солдат. Юнкера Владимирского воен. уч-ща разоружили караул, охранявший уч-ще, и арестовали комиссаров ВРК. В 8 ч 30 мин утра 29 окт. руководители Ю. м. разослали телеграммы по Петрограду, в к-рых заявили об успехе восстания, призывали арестовать комиссаров ВРК, сосредоточивать воинские части в Николаевском инж. уч-ще. Но революц. гарнизон Петрограда отказался поддержать мятеж. ВРК выпустил воззвание к населению столицы, объявил город на осадном положении. Уже к 11 ч утра 29 окт. отрядами красногвардейцев и революц. солдат была освобождена телефонная станция и окружён Инж. замок. Значит, часть юнкеров разбежалась, оставшиеся были к 5 ч вечера разоружены н отправлены в Петропавловскую крепость. Подавление Ю. м. облегчило разгром всего мятежа Керенского- Краснова.
Лит.: История гражданской войны в СССР, т. 2, М., 1947; Л у т о в и н о в И. С., Ликвидация мятежа Керенского-Краснова, М., 1965; ГолинковД, Л., Кто был организатором юнкерского восстания в октябре 1917 г., "Вопросы истории", 1966, № 3; Минц И. И., История Великого Октября, т. 3, М., 1973.